Отчет Анны Ивановны Загариной об участии в работе Конгресса

12+

На пленарном заседании Конгресса прозвучало видеообращение заместителя министра образования и науки России Вениамина Каганова, который акцентировал внимание на ФГОС для обучающихся с ОВЗ и на создании доступной среды.

О необходимости создания в России специальных ресурсных центров в области профессионального инклюзивного образования говорил в своем выступлении первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Российской Федерации Олег Смолин.

Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе отметил, что на прошедшей сессии Генеральной Ассамблеи ООН среди обсуждавшихся проблем была проблема качества образования. Поддержка инклюзии как формы доступного образования вне зависимости от ограничений по статусу или здоровью – одна из первостепенных задач ЮНЕСКО.

А Нэлла Матвеевна Прусс, ректор Университета управления «ТИСБИ», подчеркнула значимость практической стороны Конгресса.

По окончании Пленарного заседания - 15 февраля, в рамках Международного Конгресса, состоялось выездное расширенное заседание Экспертного совета по коррекционному и инклюзивному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ с участием Государственного Совета Республики Татарстан и Комитета по актуальным вопросам Конгресса, местных и региональных властей.

Во второй день Конгресса были проведены заседания 12 секций, в том числе «Открытое заседание Международной кафедры ЮНЕСКО», в ходе которого Загарина А.И. выступила с докладом "Проблемы нормативно-правового регулирования реализации инклюзивного образования в высших учебных заведениях". В своём докладе Анна Ивановна представила для обсуждения наиболее острые проблемы реализации инклюзивного образования в ВУЗах, вызванные несовершенством нормативно-правового регулирования данной сферы, разрозненностью правовых норм, наличием множества ведомственных актов, разрабатываемых без учета практических трудностей и методик внедрения инклюзии в образовательную среду. Особое внимание, по мнению докладчика, следует уделить проблеме привлечения к ответственности при нарушении требований законодательства об обеспечении доступности высшего образования должностных лиц и самих образовательных организаций. Не менее важным пробелом нормативного регулирования является отсутствие четко определенных критериев и методик определения категорий лиц, попадающих под действие норм о лицах с ОВЗ, что создает не только правовые коллизии, но и способствует злоупотреблению и пренебрежению правом.

По итогам обсуждения доклада участники заседания пришли в мнению о необходимости внесения в резолюцию Конгресса дополнений в направлении правовой регламентации вопросов инклюзивного образования.

В третий день Конгресса работа выстроилась в формате круглых столов и психологической мастерской по формированию готовности педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ. Участники упомянутых мероприятий обсуждали актуальные проблемы инклюзивного образования, затронули вопросы трудоустройства и прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, обменялись опытом работы, методикой подготовки специалистов.

А.И. Загарина поделилась своими впечатлениями: "Будучи неоднократным участником различного рода мероприятий по вопросам реализации инклюзивного образования, хочу отметить высокую практическую значимость Конгресса. Это были настоящие мастер-классы, в ходе которых мы приобретали практические навыки. На дискуссионных площадках и круглых столах мы обсуждали проблемы, с которыми педагоги сталкиваются каждый день, решали вопросы, на которые не нашли ответы самостоятельно. Разработанная по итогам конгресса Резолюция сможет послужить необходимой научно-исследовательской и практической основой, которая так необходима нашему законодателю при определении механизмов интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательную среду".

Все новости

Контакты