Третья Всероссийская научно-практическая конференция "Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России"

Интерес исследователей к проблеме самоопределения молодежи не ослабевает несколько десятилетий. Актуальность этой проблемы в настоящее время только усиливается, т.к. в современном социально-экономическом периоде России отчетливо стали проявляться, по мнению А.Л.Журавлева, следующие ключевые ее аспекты: проблема самоопределения стала включаться в более широкое научное направление исследований, которое в современной психологии только оформляется; феномен самоопределения изучается в тесной связи с изучением смысло-жизненных ориентаций человека; важность феномена самоопределения очевидна на этапах динамического, противоречивого развития человека, включая регрессивные формы; любые формы развития позволяют задать человеку социально-психологическое пространство жизненных смыслов, ценностей и идеалов, норм и правил.

27 – 28 сентября 2010 г. в Самаре состоялась Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России» при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант №10-06-14195г). В работе приняли участие 97 ученых из 33 городов России: Архангельска, Астрахани, Ангарска, Балашова, Белгорода, Березников, Буденновска, Волгограда, Вологды, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Краснодара, Кузнецка, Кургана, Курска, Москвы, Мурманска, Нальчика, Нижнего Новгорода, Омска, Оренбурга, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Сочи, Тольятти, Тюмени, Ульяновска, Уфы, Якутска, Ярославля, а также Могилева (Республика Беларусь). Организаторами конференции были факультеты психологии Самарской гуманитарной академии (декан А.В.Капцов) и Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (декан Г.В.Акопов).

Научная программа конференции включала в себя обсуждение как теоретических и методологических проблем профессионального и личностного самоопределения молодежи, так и вопросов практической работы. В рамках конференции прошли презентации новых психологических изданий, психодиагностических методик и мастер класс.

Конференцию открыл проректор по научной работе Самарской гуманитарной академии, д.ю.н., профессор Дуюнов В.К. В своем выступлении он отметил актуальность рассмотрения проблем профессионального и личностного самоопределения молодежи в настоящее время, заключающееся в том, что, с одной стороны, страна выходит из кризиса и увеличивается количество рабочих мест, а с другой – наступил демографический кризис и выпускников общеобразовательных учреждений становится меньше. В этих условиях от исследователей ждут закономерностей о тенденциях в молодежной среде, позволяющих органам управления, политикам принимать научно обоснованные решения.

С приветственным словом выступил главный Ученый секретарь Самарского научного центра РАН Соколов В.О., пожелавший плодотворной работы участникам конференции и заверивший поддержку со стороны СНЦ РАН актуальных исследований.

На пленарном заседании был заслушан ряд докладов. В докладе Г.В.Акопова, профессора, доктора психологических наук (Самара) «Самоопределение человека в глобализирующемся мире» было отмечено, что динамика событий, скорость технических, экономических, социальных, организационных изменений становится столь высокой, что впору говорить о «динамическом стрессе» или стрессе непреодолимого отставания в быстро изменяющейся жизни. В то же время психологи сейчас недостаточно уделяют внимания проблемам глобализации, а уже можно выделить биологический, политологический, психологический аспекты этого явления. Автором была выдвинута гипотеза глобально-динамического и социально-личностного баланса. Отмечен ряд особенностей в образе жизни современного человека (информатизация, современные технологии, универсализация и др.), которые в свою очередь отражаются на специфике психики людей. На смену целостной личности приходит «консолидированная» личность. Из-за неимоверно возросших возможностей вмешательства человека в физические, биологические и социальные процессы происходит все большая психологизация индивида. Автор обратил внимание на актуальность явления созерцания. Существенно не совпадая с перцептивными процессами, созерцание как психическое состояние имеет важные области пересечений со всеми когнитивными процессами, не сводясь ни к одному из них (внимание, память, мышление, воображение и др.). Базовое предположение автора состоит в том, что все переходные процессы от одного жизненного этапа к другому, независимо от того, проходят ли они критически или литически, существенным образом опираются, «вызревают», сопровождаются состояниями созерцания. Будучи общим свойством живых организмов, в их внутренней ориентировочной активности, созерцание выступает жизненно важным дополнением их внешней активности. В этом ракурсе становятся понятными необходимость, содержание и характер психологических кризисов и периодических процессов социального, личностного, профессионального и других самоопределений человека.

В докладе Р.М. Шамионова, профессора, доктора психологических наук (Саратов) по теме «Личностные факторы самоопределения» была поднята проблема о внутренней детерминации процесса самоопределения молодежи. Особую роль автор придает субъектным характеристикам личности, подчеркнув, важность средств её самоуправления, саморегуляции. На основании результатов эмпирических исследований, автор доказывает, что личностная детерминация самоопределения возможна в разных вариантах и в разной степени, благодаря чему она способна компенсировать слабую выраженность тех или иных его характеристик, включая и коррекцию внешних условий, создавая благоприятную среду для самореализации. В частности, был затронут и вопрос о самоуправлении. Показано, что сформированность системы самоуправления играет важную роль в самоопределении личности. Смысловые категории и категории планирования будущего взаимосвязаны с его этапами в разной степени, что обусловливает различные эффекты самоопределения. При условии достаточного развития всех этапов самоуправления самоопределение характеризуется сложностью и разнообразием, включающим более широкий спектр направленностей.

В докладе А.Л. Журавлева, профессора, доктора психологических наук (Москва) и А.Б. Купрейченко, доктора психологических наук, старшего научного сотрудника (Москва), Е.И. Горбачевой (Москва) «Нравственно-психологические компоненты экономического самоопределения руководителей – предпринимателей и менеджеров» отмечалось, что многие экономико-психологические феномены (экономические мотивы, притязания, принципы, стратегии, отношения и т.д.) имеют нравственную природу, поскольку определяются базовыми отношениями субъекта к окружающему миру, людям, самому себе. На этой основе субъекты экономической активности определяют приемлемые или неприемлемые виды экономической деятельности, а также стратегии поведения в различных условиях и ситуациях. В то же время выбранные или сформированные условия экономической деятельности оказывают обратное влияние на экономическое самоопределение делового человека. Для понимания, с одной стороны, детерминации экономического самоопределения, а с другой – его влияния на предпочтение тех или иных форм экономического поведения в определенных организационных и социально-психологических условиях, особый интерес, по мнению авторов, представляет анализ различных групп руководителей предприятий – наемных менеджеров и предпринимателей. Характер их деятельности близок, но при этом имеются выраженные различия в уровне ответственности, риска, предприимчивости и т.д., которые обусловлены как личностными свойствами руководителей, так и организационно-экономическими условиями деятельности, в частности участием или неучастием в собственности предприятия. Согласно авторской модели экономическое самоопределение включает следующие нравственно-психологические компоненты: 1) самоопределение в отношении морали и нравственности как части экономического сознания и социального института, регулирующего экономические отношения; т.е. самоопределение в системе мировоззрений, концепций нравственности, моральных ценностей различных эпох и культур как регуляторов экономической активности, в том числе стратегии разрешения противоречий между ними и т.д.; 2) самоопределение в отношении экономических явлений, в частности нравственная оценка разных видов экономических объектов, отношений и активности (мира бизнеса и делового мира, бедности и богатства, собственности и денег, налогов и сбережений, разных способов самообеспечения и потребления, инвестирования и сбережения, безработицы и кризисов, конкуренции и партнерства, рекламы и т.д.), а также стратегии поведения в случаях столкновения эгоцентрических и просоциальных экономических мотивов и др.; 3) самоопределение в отношении нравственности других субъектов экономической активности, этические стратегии взаимодействия с разными их категориями и в различных ситуациях и др.; 4) самоопределение субъекта в отношении собственной нравственности в экономических отношениях, в том числе принципы и механизмы ее саморегуляции, в частности представления о нравственном идеале и эталоне, способах и критериях их достижения и т.д. В ходе исследования выявлены различия в показателях экономического самоопределения предпринимателей и наемных менеджеров. Удовлетворенность материальным благосостоянием, самооценки экономического статуса, уровня деловой активности, уровня успешности в карьере, личной жизни и материальной обеспеченности, возможности влияния на перспективы предприятия - выше у предпринимателей (наиболее высоки - у подгрупп единоличных владельцев), чем у наемных менеджеров. У предпринимателей также выше психологическая готовность к деловой активности, самооценка возможностей повышения материальных доходов и динамики деловой активности. Для них характерно наиболее позитивное отношение к богатым людям. У сравниваемых групп не выявлено значимых различий в отношении к деньгам. Однако значимость денег в жизни несколько выше у предпринимателей, особенно у единоличных владельцев предприятий. Установлены различия в нравственно-психологических компонентах экономического самоопределения у двух изучавшихся групп руководителей предприятий – предпринимателей и наемных менеджеров. Общий уровень отношения к соблюдению нравственных норм в деловом поведении, а также парциальные уровни этого отношения по правдивости, ответственности и принципиальности - выше у менеджеров. В то же время у предпринимателей наиболее высокий уровень готовности к соблюдению норм справедливости и терпимости. Таким образом, показано, что особенности экономического самоопределения обуславливают выбор той или иной формы экономической активности руководителей, в частности, предпринимательства или работы по найму. В свою очередь, сложившиеся формы и условия деятельности оказывают влияние на экономическое самоопределение субъекта.

Доклад А.А. Обознова, профессора, доктора психологических наук (Москва) «Психологическое отношение специалистов к смене профессии» посвящен теоретическим и эмпирическим основаниям классификации видов психологического отношения специалистов к смене профессии. Теоретической основой предлагаемой классификации являются представления о диапазонах профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Н.С.Пряжников), а также о 3-х компонентной структуре психологического отношения. Автором выделены виды психологической готовности и неготовности специалистов к смене профессии. Показано, что до 90% специалистов проявляют разные виды психологического отношения к смене профессии в зависимости от оценки ситуационных обстоятельств.

В докладе М.М. Кашапова, профессора, доктора психологических наук (Ярославль) «Соотношение творческого мышления и профессионального самоопределения студентов» установлена близость процессов профессионального самоопределения по операционному составу к процессам решения задач в условиях открытого информационного поля, что делает уровень развития мышления и его качественные характеристики определяющими факторами в выборе стратегии преобразования информации. Исследование взаимосвязей творческого мышления и профессионального самоопределения студентов на начальном этапе профессионального обучения показало наличие статистически достоверных связей между творческим мышлением и общим уровнем сформированности профессионального самоопределения, а также творческим мышлением и личностными качествами регулятивной природы, операционно обеспечивающими профессиональное самоопределение. Разработанная авторская образовательная программа способствует формированию творческого мышления студентов, в первую очередь, повышению его качественной продуктивности. Выявлены взаимосвязи творческого мышления с информационным и мотивационным компонентами профессионального самоопределения. Таким образом, по мнению автора, творческое мышление можно рассматривать как базисное качество, обеспечивающее формирование индивидуального стиля профессионального самоопределения.

Доклад А.В. Капцова, доцента, кандидата технических наук (Самара) «Представления личности о структурной модели собственной аксиосферы» был посвящен авторской модели аксиосферы личности, представляющей одну из важнейших составляющих самоопределения. Автор считает, что модель аксиосферы личностных ценностей должна принадлежать к смешенному типу, т.е. слои аксиосферы не имеют жестко закрепленных функций, а структура аксиосферы представляет сложную взаимосвязь ценностей как внутри слоев, так и меж слоями. Тем более что, исходя из системного подхода, внешнее воздействие среды приводит к изменению, прежде всего, структуры системы. Аксиосфера личности представляет динамическую систему, поэтому состав слоев зависит от множества различных факторов: социальных, психологических, политических и т.п. Одни и те же ценности могут переходить из одного слоя в другой. Предполагается, что различные личностные кризисы взаимосвязаны с несбалансированностью аксиосферы, например, значительным преобладанием ценностей одного слоя над другим. Эмпирическая проверка разработанной модели показала, что объем устойчивой составляющей аксиосферы не зависимо от возраста и пола в среднем составляет величину порядка 60% от всей аксиосферы личности. Поскольку данные тестирования об аксиосфере получают имплицитно, то стилевые особенности мышления влияют на получаемый результат структуры аксиосферы. Например, чем ярче выражен реалистический стиль мышления, тем более устойчивее ценность достижения успеха и менее устойчивее ценность материального благополучия и престижа. Лонгитюдное пилотажное исследование показало, что за один год наблюдений состав устойчивой и динамичной составляющей аксиосферы студентов в целом не изменился, причем начальные различия между ними у половины личностных ценностей являются статистически значимые, а изменения статистически незначимые. Исследование психологических факторов детерминации устойчивости личностных ценностей показало, что личностные качества влияют на двухслойную структуру аксиосферы, причем чаще это влияние имеет нелинейный характер, тем не менее, на уровне линейных моделей получены уравнения, которые описывают более реальные закономерности, нежели уравнения устойчивости сфер жизнедеятельности. При исследовании мотивационной функции личностных ценностей показано, что личностные ценности обеих составляющих (устойчивой и динамичной) участвуют в мотивообразовании деятельности в равной степени и на сегодняшний день не удалось установить приоритет той или иной составляющей.

В докладе С.В. Быкова, доцента, доктора психологических наук (Тольятти) «Теоретико-прикладные аспекты обучения и подготовки менеджера как проблема его самоопределения» показано, что основной проблемой обучения является освоение студентом базовых компетенций, приемов и техник психологического сопровождения деятельности менеджера. Конструктивной основой для прикладных разработок в области проблем самоопределения и сопровождения менеджера на различных этапах его профессионального развития может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Если рассматривать психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера как последовательное психологическое сопровождение процесса профессионализации, то его основными этапами будут: первоначальный психологический отбор, психологическое обеспечение обучения, адаптация, профессиональное совершенствование (переподготовка), «выход» из профессии. Автором предлагается психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера рассматривать как систему научно-практических мероприятий, ориентированную на изучение менеджера как субъекта трудовой деятельности, а также на организацию психологических видов работ, повышающих эффективность деятельности менеджера, его социально-психологическую компетентность. Это – система диагностики, формирования, совершенствования и коррекции психологически обусловленной профессиональной деятельности менеджера, опирающейся на принципы: а) проблемности; б) личностной реализации; в) личностно-ролевых особенностей. Модель, предложенная Д. Колбом, может послужить прототипом подготовки и переподготовки организационных и социальных психологов, специализирующихся в области сопровождения деятельности менеджера, и, шире, руководителя.

Продуктивной и интересной была работа секции «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи» (руководители – А.А.Обознов, Г.В.Акопов), на которой были заслушаны сообщения об особенностях профессионального и личностного самоопределения школьников (Грибкова О.В., Самара; Чаусова О.А., Ульяновск), студентов (Колесникова Е.И., Самара), спортсменов (Мухрыгина О.И., Самара), молодежи, ищущей работу (Лютикова Е.А., Москва).

Высокий теоретический уровень докладов был продемонстрирован на секции «Стиль жизни и проблема проектирования жизненного пути» (руководители – А.Б.Купрейченко, А.В.Капцов), на которой были заслушаны сообщения о траектории профессионального становления (Краснощеченко И.П., Калуга), сценарии профессионально-личностного становления (Плоткина Л.Н., Кузнецк), которые вызвали дискуссию по содержанию используемых терминов. Ряд сообщений был посвящен изучению ценностной и смысловой сфер в исследованиях молодежи методом поперечных срезов на протяжении 14 лет (Быкова Н.Л., Самара), студентов первого курса на протяжении 8 лет (Кузьминова Е.Г., Капцов А.В., Самара), молодых преподавателей (Огороднова О.В., Тюмень) и производственного персонала (Студиникин А.А., Тольятти). Исследованию нравственных характеристик было посвящено только одно сообщение (Гайворонская А.В., Смоленск).

Большая практическая направленность исследований была представлена на секции «Психологическая помощь в профессиональном и личностном становлении молодежи» (руководители – Р.М.Шамионов, М.М.Кашапов), на которой были заслушаны сообщения о психологических особенностях взаимоотношений менеджеров (Аборина М.В., Карпушина Л.В., Самара), студентов (Панов В.И., Зотова С.Л., Москва) и школьников (Григорьева М.В., Саратов), а также психологической помощи студентам (Быкова Н.Л., Мишакова Г.А., Самара), школьникам (Якиманская И.С., Оренбург), (Геник Е.А., Самара), и взаимосвязи с обеспечением качества высшего образования (Меркулова О.П., Волгоград).

В рамках конференции И.С.Якиманская (кандидат психологических наук, доцент, Оренбург) провела мастер-класс «Технологии клиент-ориентированного похода арттерапевтической работы с тревожными состояниями и страхами подростков».

На конференции состоялась презентация новых книг: Г.В. Акопов «Психология сознания», А.В.Капцов – «Психология ценностей российской молодежи», новый номер «Вестника Самарской гуманитарной академии» серия Психология №1, 2010.

На конференции прошли презентации новых психодиагностических методик (И.С.Якиманская, Оренбург, А.В.Капцов, Самара), разработанных для учебных и исследовательских целей.

В заключение конференции А.Б.Купрейченко отметила высокий научный уровень конференции и социальную значимость представленных работ, а также пожелание, с одной стороны, в создании электронной базы данных информации об аксиологической сфере молодежи различных регионов страны, а с другой – расширении тематики конференции и рассмотрении не только профессионального и личностного самоопределения, но и гражданского, культурологического, этнического и т.д.

Профессор Р.М.Шамионов обратил внимание на высокий научный уровень представленных докладов, что и побуждало участников к научной дискуссии, а также большую долю докладов, связанных с образованием и взаимодействием субъектов.

Профессор Г.В.Акопов отметил положительную динамику, прошедшую за два года со времени проведения второй конференции, в научном становлении конференции. На закрытии конференции было принято решение о проведении в г.Самара Четвертой Всероссийской конференции по проблемам профессионального и личностного самоопределения молодежи в 2013 году.

Контакты