Проект «Ценностный подход к развитию личностной саморегуляции учащихся»

В результате выполнения проекта с позиции структурно-уровневого подхода разработана модель ценностно-регуляторной системы обучающихся, верифицированная в лонгитюдном исследовании на выборках студентов инженерных направлений и школьников среднего звена. Суть модели заключается в представлении ценностно-регуляторной системы обучающихся в виде двух уровней (уровень деятельности, уровень сфер жизни), каждый из которых может быть представлен в виде системы, состоящей из элементов (звенья саморегуляции на уровне деятельности; личностные ценности и ценности сфер жизнедеятельности на уровне сфер жизни) и взаимодействующих между собой. Задачами исследования являлось выявление генезиса личностных ценностей и компонентов саморегуляции, а также взаимодействия двух систем и их компонентов на протяжении периода исследования. Базовые диагностические методики не изменялись, в качестве которых использовались для диагностики звеньев осознанной саморегуляции опросник В.И. Моросановой (ССП-М), для диагностики личностных ценностей – тест аксиологической направленности личности А.В. Капцова АНЛ4 (вариант для школьников и студентов). Объем выборки, принявших участие в четырех диагностических срезах одной когорты, составил 633 школьника и 108 студентов.

С помощью методического приема перекрестно-отсроченной корреляции (Т.В.Корнилова) в лонгитюдном исследовании с шагом в один год показаны влияния ценностной и регуляторной систем друг на друга. В период 6–7 классов наибольшее влияние на звенья саморегуляции школьников оказывают отдельные личностные ценности. Влияние личностных ценностей определяется социально-экономической обстановкой, в которой проживают школьники. В проекте рассмотрены 6 территориальных управлений, каждое из которых имеет свои особенности. В частности школьники 6–7 классов сельских школ показали наибольшее влияние личностных ценностей на звенья саморегуляции. На следующем этапе лонгитюдного исследования при обучении школьников в 7–8 классах, по времени совпадающего с проживанием ценностного кризиса, характеризуемого уменьшением выраженности многих ценностей аксиосферы, наблюдается резкое уменьшение влияния личностных ценностей на звенья саморегуляции в крупных и малых городах Самарской области. Причем, чем крупнее населенный пункт проживания школьников, тем ярче проявляется данная закономерность. На заключительном этапе исследования в период обучения школьников в 8–9 классах влияние ценностной сферы на звенья саморегуляции начинает восстанавливаться, а именно, количество корреляций в сельских школах возрастает в направлении ценность – регуляция, аналогичная тенденция наблюдается в аксиосфере школьников малых город.

В выборке студентов происходят не столь однозначные закономерности, обусловленные возрастными и коммуникативно-деятельностными особенностями студентов. На младших курсах не выявлено перекрестно-отсроченных корреляций в направлении ценность – регуляция ни в одном из звеньев саморегуляции. Все корреляции (прямо пропорциональные) обнаружены в направлении регуляция – ценность. На развитие регуляторной системы студентов в большей степени влияет коммуникативное взаимодействие студентов с образовательной средой, включая одногруппников, преподавателей, психодидактический и пространственно-предметный компоненты.

Сравнительный анализ на выборке школьников трех когорт значимо уменьшается выраженность самостоятельности как звена саморегуляции при постоянстве остальных звеньев. Выявлены статистически значимые уменьшения выраженности ценности образования и общественной деятельности, а также ценностей гуманистической направленности при увеличении выраженности ценности семьи и ценности достижения результата и материального благополучия.

Сравнительный анализ когорт студентов первого курса показал уменьшение выраженности планирования в 2017 году по сравнению с 2015 и 2016 гг. при статистической неизменности остальных звеньев саморегуляции. Сравнение личностных ценностей на выборках студентов первого курса трех когорт одного факультета и направленности обучения не выявило статистических различий.

В проекте были выявлены взаимосвязи терминальных, инструментальных ценностей и звеньев саморегуляции, а также закономерности предикции звеньев саморегуляции на инструментальные и терминальные ценности студентов через один и два года обучения в вузе. Показано, что за два года обучения в вузе закономерности имеют сложный характер, в которых предикторами являются как терминальные ценности сфер жизнедеятельности, личностные ценности, так и инструментальные ценности. Причем доля инструментальных ценностей среди факторов регуляции составляет почти половину, что впервые было выявлено с помощью авторского теста инструментальных ценностей личности с интервальными шкалами (ИЦЛ13).

Установлены изменения личностных ценностей, звеньев саморегуляции и личностных качеств (по Р. Кеттеллу) студентов за время обучения в вузе.

Использование типологического подхода к описанию аксиосферы личности студентов, в основу которого была положена типология Л.В. Карпушиной, позволило показать для различных стилей саморегуляции взаимосвязь выраженности аксиологических типов личности в сфере образования и других сферах на различных курсах обучения в вузе.

Разработана модель развития личностной саморегуляции, основанная на механизме идентификации-обособления при условии межличностных взаимодействий студентов в учебной группе. Предложена стохастическая математическая модель механизма личностного развития в виде линейного регрессионного уравнения, согласно которой в результате идентификации психологических характеристик личность с более низкими значениями характеристики повышает ее уровень, а личность с высоким значением – снижает, тем самым происходит уподобление психологической характеристики к некоторому значению. В результате механизма обособления наблюдается обратный процесс, а именно, увеличение уровня психологической характеристики у лиц с высоким уровнем и уменьшение ее у лиц с низким уровнем.

В рамках экопсихологического подхода к развитию психики в модели развития личностной саморегуляции оценку взаимодействий осуществляли с помощью экопсихологических типов коммуникативного взаимодействия (по В.И. Панову), которые в условиях субъект-субъектного взаимодействия были существенно дополнены.

Впервые эмпирически показано, что на развитие влияет не только неоднородность (анизотропность по А.И. Миракяну) психологических характеристик субъектов образовательного процесса, но и неоднородность типов взаимодействия, относящихся условно к «статической» составляющей развития. При этом модель должна быть дополнена динамической составляющей, обусловленной изменением во времени как психологических характеристик, в частности личностных ценностей, так и типа взаимодействия.

Впервые проанализированы особенности личностной саморегуляции и ценностной сферы в аспекте формирования компетентностей ФГОС. В диагностике компетенции, например, «способности к самоорганизации и саморазвитию (самообразованию)» ОК-7 предлагается учитывать особенности взаимодействия и взаимовлияния ценностной и регуляторной систем, которые связаны с академической успешностью студента. Компетентность студента рассматривалась в аспекте сформированности профессиональных компетенций (результат – оценки академической успеваемости) и носящих личностную окраску общекультурных компетенций (результат – выраженность личностных качеств и структуры личностных ценностей).

Контакты