Отчет о НИР - 2009

УТВЕРЖДЕН
Решением Ученого совета НОУ ВПО «СаГА»
Протокол №     от «10» февраля 2010 г.
Ректор НОУ ВПО «СаГА»___________Н.Ю. Воронина

ОТЧЕТ
«Об итогах научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского коллектива НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия» в 2009 году и задачах на 2010 год».

Уважаемые коллеги!
Позвольте доложить Вам об основных результатах выполнения планов НИР, принятых кафедрами и преподавательским коллективом Академии на 2009 г., остановиться на некоторых имеющихся проблемах и планах на предстоящий год. Мой доклад основан на материалах, представленных зав. кафедрами в документальной форме и 27 января на Научном совете Академии, где были заслушаны сообщения руководителей филиалов и факультетов.
Научно-исследовательская работа в 2009 году осуществлялась в соответствии с Тематическим планом СаГА, утвержденным Ученым советом Академии 4 февраля 2009 г. Тематическим планом предусматривалось проведение исследований по семи научным направлениям:

  • Дело философии в постклассическую эпоху.
  • Язык культуры и художественные языки.
  • Сравнительное языкознание и лингводидактика.
  • Теоретические и прикладные исследования актуальных проблем математики, информатики и естествознания.
  • Теоретические, методологические, научно-методические проблемы гуманитарного познания и образования.
  • Методологические и прикладные исследования актуальных проблем региональной экономики.
  • Правовое государство, правовая политика и юридическая ответственность.

В рамках этих научных направлений объединенными усилиями специалистов, работающих на разных кафедрах и разных площадках, но по одной или нескольким близким специальностям, разрабатывались 35 научных тем. Семь тем по возможности использования полученных результатов отнесены к фундаментальным, остальные - к прикладным (см. таблицу 1 в приложении к Отчету).
Фундаментальными были признаны темы:

  • Неклассические подходы и концепты в философии: онтология, эстетика, антропология, социальная теория (Кафедра философии);
  • Философская аналитика повседневности: онтологические, социо-культурные и эстетические аспекты (Центр философских и эстетических исследований);
  • Проблемы типологии форм и функций границы в художественных языках (Институт культуры стран немецкого языка);
  • Системно-структурные модели функционирования мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности (Кафедра психологии управления);
  • Юридические основания правовой политики. Региональная правовая политика. Проблема правосубъектности. Язык и логика правовых суждений (Кафедра теории и истории государства и права);
  • Политика противодействия преступности и проблемы ее эффективности. (Кафедры уголовного права и процесса);
  • Эффективная правовая политика как задача построения правового государства (Кафедра теории и истории права и государства ТФ).

***
Кратко о фактических результатах НИР, которые были получены в отчетном году на кафедрах.
Преподавателями кафедры философии реализовались неклассические подходы к исследованию феномена медиа. В частности: исследовано соотношение электронного и печатного текста; роль цифровой фотографии в конструировании социальной реальности; способ репрезентации телесности в медиа-сфере; методологический потенциал структуралистской и постструктуралистской семиотики для построения моделей социальной реальности; описаны типичные сюжетные схемы социального взаимодействия; исследован эвристический потенциал практического поворота в философии.
Институт культуры стран немецкого языка исследовал функцию границы как изоляции и как способ завершения образа в литературных произведениях. Изоляция описана как диалогический процесс. В статьях и докладах осуществлен анализ различных аспектов художественного языка как языка границы. Дана характеристика языка воспоминания как формы преодоления и установления границы. Сотрудник Института Н.А. Гаврилина выиграла грант Германской службы академических обменов для трехмесячной исследовательской работы в Рурском университете г. Бохума, Германия. В докладах и опубликованных, а также представленных в печать статьях Н.А.Гаврилина дала анализ процесса выведения мотива и образа за свои границы в ходе внутритекстового развертывания его символических аспектов.
На кафедрах факультета психологии в рамках фундаментальной темы исследования выявлены основные конструкты аксиологической сферы коллективного субъекта, разработаны диагностические методики для оценки ценностей групп.
В рамках разрабатываемой кафедрой темы «Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса» доцентом А.В. Капцовым были выявлены закономерности изменений личности студента во время обучения в вузе. Аргуновой Н.В. проанализированы входящие в структуру личности компоненты (психологические новообразования) студентов с разной степенью успешности в учебной деятельности. Установлена взаимосвязь между психологическими новообразованиями, уровнем развития личности, ее целостностью и внешней деятельностью. Черкашиной А.Г. в опубликованных статьях и методических работах представлены результаты пилотажного исследования взаимосвязи межличностных отношений с самоотношением к характеристикам образа «Физического Я» студенток ПГСГА. С.В. Быковым исследована корпоративная культура промышленного предприятия как фактор организационного развития. Выявлены типы корпоративной культуры в условиях структурных изменений.
Преподавателями кафедр были обобщены результаты пилотажного исследования по теме «Социально-психологические факторы самоопределения студенческой молодёжи в сфере экономической и учебной деятельности».
Продолжена работа по исследованию нравственных представлений  личности. Проведен сравнительный анализ нравственных представлений дошкольников образовательного учреждения с этническим компонентом и дошкольников традиционного образовательного учреждения.
Продолжен обзор литературы по теме «Эмоциональный интеллект» и проведены исследования уровня эмоционального интеллекта, его шкал и показателей работы сердечно-сосудистой системы с целью выявления возможных корреляций между психологическими и физиологическими параметрами в группах студентов 1 и 2 курсов. Полученные данные могут быть использованы в учебном процессе для оценки последствий эмоционального и учебного стрессов у лиц с различным развитием эмоционального интеллекта.
Разработана методологическая основа исследования личностных ценностей, внесены изменения в психодиагностический инструментарий измерения личностных ценностей.
Обобщены результаты пилотажного исследования по теме «Социально-психологические факторы самоопределения студенческой молодёжи в сфере экономической и учебной деятельности». Разработана методологическая основа исследования профессионального самосознания, подобран психодиагностический инструментарий для измерения личностного и профессионального самоотношения студентов факультета психологии СаГА и факультета гуманитарного сервиса филиала РГУТиС в г. Самара.
На кафедре гуманитарных и естественнонаучных дисциплин была разработана математическая модель контроля режима реального времени в ПО АСРВ. Разработаны программные средства для реализации метода контроля режима реального времени в приложениях реального времени в среде операционной системы реального времени QNX6. Результаты разработки метода контроля режима реального времени в ПО АСРВ были доложены на научно-методическом семинаре кафедры программных систем Самарского государственного аэрокосмического университета. По результатам исследования подготовлена тема лекций для курса "Программирование приложений реального времени" для студентов факультета информатики аэрокосмического университета, обучающихся по специализации "Автоматизированные системы реального времени".
Проведены исследования в области стохастических дифференциальных уравнений, которые являются математической моделью системы гироскопического типа, т.е. механической системы. В механической системе действуют консервативные, потенциальные, гироскопические силы наряду с силами трения и внешними силовыми воздействиями, которые моделируются гауссовскими белыми шумами. Рассмотрен традиционный для таких моделей алгоритм понижения порядка системы путем перехода к прецессионным уравнениям. Показано, что при наличии случайных сил такая редукция может привести к значительным ошибкам, в то время как в детерминированной постановке задачи таких ошибок не возникает.
Разработана первая очередь АИС "Кадры" и внедрена в опытную эксплуатацию в СаГА и филиалах СаГА.
По секции гуманитарных дисциплин этой кафедры А.Н. Рымарь в рамках работы над монографией исследовал символические функции сказочных сюжетов. Исследовано как два типа символизации - авангардный и традиционный по разному реализуются в языке литературы и в языках театра и кино. А.Н.Сквозников проводил исследование роли Поволжского региона в оказании всесторонней помощи национально-освободительному движению южных славян в 1875 - 1878 гг. Результатом исследования является выступление на межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы современных гуманитарных исследований». Подготовлена к изданию коллективная монография «Народы Поволжья и борьба южных славян за национальное освобождение в 1875-1878 гг.».
Под руководством Е.Е. Стефанского по теме «Сопоставительное изучение русского языка с другими славянскими языками» в рамках подготовки международного сборника научных трудов «Картина мира в славянских и романо-германских языках» анализировались лингвокультурологические аспекты перевода и взаимодействие славянских и романо-германских языков. В процессе исследования проблем грамматики, фразеологии, теории и истории РКИ, авторы статей выходят на актуальную в современном языкознании проблему картины мира в разных языках. В проведенном исследовании и подготовленном сборнике представлены несколько лингвистических школ: школа переводоведения и сопоставительного языкознания Лодзинского университета (Польша), школа лингвистической русистики Загребского и Задарского университетов (Хорватия), школа эвфемии Поволжской социально-гуманитарной академии (Самара, Россия). Как результат высокой научной деятельности, Стефанскому Е.Е назначена денежная выплата Правительства Самарской области за высокие достижения в профессиональной, образовательной и научной деятельности, а также в целях стимулирования творческой активности.
Учеными кафедры теории и методики преподавания лингвистических дисциплин проанализированы характеристики гипертекста в свете теории интертекстуальности. Проанализирована специфика средств аргументации в английском языке. Выявлено взаимодействие поверхностного и глубинного синтаксического уровней высказывания в процессе аргументации. Выявлены особенности перевода реалий с английского языка на русский.
На кафедре иностранных языков анализировались задачи отечественной системы высшего образования в рамках Болонского соглашения и место предмета «иностранный язык» в Компетентностной модели специалиста; проанализирован проект ГОС 3-го поколения по ИЯ для неязыковых специальностей с точки зрения соответствия Европейской системе уровней владения ИЯ; проанализировано двадцать наименований отечественной учебной литературы по ИЯ на неязыковых специальностях, выявлено отсутствие системного подхода к формированию умений во всех видах речевой деятельности; отмечено противоречие между высоким уровнем конечных требований и недостаточной протяжённостью курса ИЯ.
Рассмотрены критерии понимания и способы проверки понимания текста в процессе чтения; проанализированы результаты тестов для проверки понимания прочитанного текста по специальности за последние 5 лет; намечены способы решения проблем в связи с изменившимися условия обучения (сокращение длительности курса,  смешанные группы студентов).
Описаны специальные учебные стратегии в организации самостоятельной работы студентов, сформирована общая концепция исследования; определены особенности антропоцентрического подхода к изучению семантики в разрезе когнитивной лингвистики; рассмотрены идеографические ряды существительных антропонимов
Проведено эмпирическое исследование мотивации достижения и избегания неудач в процессе изучения иностранных языков у студентов 1-3 курсов юридических, экономических и психологических специальностей. Описано влияние мотивации достижения на успешность в овладении иностранным языком. Описана структура моноцелевых и многоцелевых занятий; изучена теория звеньев (немецкие методисты) и её роль в определении последовательности заданий в ходе занятия. Рассмотрен страноведческий компонент программы подготовки по иностранным языкам на неязыковых специальностях; проанализированы задания на проверку знания соответствующих дидактических единиц в Интернет-тестах.
Учеными кафедры теории и истории государства и права выявлены основные парадигмы современной западной философии права и получено определение основополагающих положений правовой концепции Герберта Харта. Выявлены источники и субъекты правотворчества в дореволюционной России и сопоставлены полученные данные с современной теорией правотворчества. Определена фундаментальная категория - «исходной правовой ценности» - через характеристику ее философско-правового смысла. Определена специфика принятия правовых решений правоприменителями в правовых семьях с различной правовой традицией. Особое внимание уделено специфике дискреции в рамках техники толкования права и техники различий.
Преподавателями кафедры гражданского права и процесса исследовался институт исполнения обязательств третьим лицом с позиций необходимости установления  пределов и условий, при которых кредитор не вправе отказаться от принятия исполнения.
Существует необходимость установления четких доктринальных и законодательных классификаций юридических лиц с целью систематизации существующей модели правового регулирования юридических лиц
Отраслевой кодификационный акт обладает «набором» существенных классифицирующих признаков, которые позволяют выделить его из ряда одноуровневых с ним нормативных правовых актов (законов, в том числе комплексных кодексов)
Часть 4 ГК РФ меняет 2-х уровневую систему регулирования на одноуровневую. Таким образом, осуществлена идея сторонников полной и исчерпывающей кодификации законодательства об интеллектуальной собственности. Законодатель не только вводит новый объект интеллектуальных прав, но и меняет саму концепцию их охраны. Термин «интеллектуальная собственность», заменен на интеллектуальные права. Особое внимание в ГК  уделено исключительному праву на результат интеллектуальной деятельности и его обороту. Но при этом, по мнению многих специалистов, охрана интересов автора – первоначального носителя интеллектуальных прав -  ослаблена.
Статус предпринимателей (коммерческих организаций и ПБЮЛ) обусловливает специфику исполнения договорных обязательств и принципы ответственности указанных субъектов.
В российском законодательстве имеются предпосылки для развития системы кредитной кооперации в малом бизнесе. Предлагается принятие специального закона, определяющего правовой статус, порядок создания и деятельности обществ взаимного кредитования.
Поднята проблема правового режима стволовых клеток на уровне использования, в том числе в предпринимательской деятельности. Сделан вывод о необходимости законодательного закрепления понятия и использования данного объекта в  гражданских правоотношениях.
Отмечено увеличение количества и совершенствование норм, посвященных участию публично-правовых образований в гражданских отношениях, что указывает на динамику системы межотраслевых связей гражданского и налогового права.
Момент возникновения правового режима жилого помещения предлагается связывать с моментом юридического установления соответствия здания и помещения признакам жилого помещения,что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, решением о переводе нежилого помещения в жилое или актом приемочной комиссии, если для использования переводимого помещения в качестве жилого требуется проведение его переустройства и перепланировки, либо вступившим в законную силу судебным решением.
Ученым кафедр уголовного права и процесса Самары и Тольятти исследовались проблемы эффективности политика противодействия преступности в современных условиях, в частности, роли уголовного права и уголовного процесса в обеспечении реального и эффективного воздействия на лиц, виновных в совершении преступлений, и иных лиц. Установлено, что освобождение от уголовной ответственности не есть, как принято считать, отказ государства от реализации уголовно-правовой санкции, а одна из форм (наиболее мягкая и потому предпочтительная) форма реакции государства на преступление, приоритетная форма уголовно - правового воздействия. Ее эффективность определяется степенью достижения уголовно-правовых целей (восстановления справедливости, исправления виновного и предупреждения новых преступлений) при минимальных экономических и социальных издержках… Проанализированы положения действующего экологического законодательства. Выявлены противоречия с уголовным законодательством, негативным образом влияющие на применение норм гл. 26 УК РФ, в частности, ст. 246, 247, 258 и др., их эффективное отграничение от смежных административных проступков.
Исследовались цели уголовно-правового воздействия, принципы, определяющие его реализацию в современных условиях и средства, необходимые для более эффективного решения проблем противодействия преступности, место и роль права на квалифицированную юридическую помощь в системе прав личности в качестве необходимого условия достижения целей уголовного судопроизводства. Рассмотрены основные направления реформирования и соотношения военного и военно-уголовного законодательства. Исследованы практические проблемы квалификации мошенничества как формы хищения
Кафедра налогового дела, бухгалтерского учета и аудита продолжила исследование совершенствования управления производственной мощностью крупных промышленных предприятий, направленное на повышение экономической эффективности функционирования на этапе низкого и нестабильного спроса. Сформулировано обобщенное понятие и аналитическое выражение функции затрат в условиях низкого и нестабильного спроса, отражающее затраты предприятия в зависимости от величины объема выпуска и параметров управления производственной мощностью.
Продолжилась разработка методики проведения аудита учетной политики и оптимизации механизма формирования учетной политики хозяйствующего субъекта. Обоснована и раскрыта роль учетной политики в постановке бухгалтерского учета и отчетности, ее взаимосвязь со стратегией предприятия и влияние на достоверность и прозрачность учета. Практическое значение имеют рекомендации по дополнению рабочего плана счетов.
Исследовалась взаимосвязь между оперативным и бухгалтерским учетом. Решались задачи сформулировать определение оперативного учета, рассчитать цели, задачи, предмет, метод, используемые измерители, пользователей информации, требования к информации, объекты учета, обязательность ведения учета и другие элементы в оперативном и бухгалтерском учете; выявить области взаимодействия и различия между оперативным и бухгалтерским учетом.
В Тольяттинском филиале. Преподавателями кафедры психологии управления ТФ исследовалась корпоративная культура ОАО «АВТОВАЗ», установлено, что она имеет классово-должностную структуру. Выявлено наличие некоторых системных свойств, присущих ментальности рабочих и отличающих их от ментальности мастеров, свойств, выступающих причиной «расслоения» мировосприятия и организационного поведения представителей двух социальных групп, разделенных по «классово-должностной» позиции.
На кафедре гуманитарных дисциплин ТФ исследовался вопрос о формировании благоприятного социально-психологического климата в вузе. Проведено анкетирование преподавателей и сотрудников филиала, показавшее, что происходит постепенная социальная эволюция общественного мнения преподавателей: в сознании преподавательского корпуса и управленческого персонала утверждаются гуманистические духовные ценности, что проявляется в выборе целей, мотивации деятельности, в оценке поведения других лиц. При этом утверждение гуманистических ценностей, духовных ориентаций проходит сложно и противоречиво, отражая сложность и противоречивость социальных условий. В связи с чем необходим осознанный вывод о поиске методических приемов, выразительных средств, помогающих раскрыть интеллектуальный ресурс студентов. Формирование корпоративной культуры предполагает целенаправленные формы передачи не только педагогических навыков, но и духовного нравственного опыта.
В Димитровградском филиале. На кафедре общих гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин ДФ проведено исследование, обобщающее особенности подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования в государственных и негосударственных образовательных структурах Поволжского региона. Подготовлены рекомендации для Министерства образования Ульяновской области по проблемам высшего профессионального образования в негосударственных образовательных учреждениях.
Проведен анализ основ естествознания XXI века, разработана авторская модель атома с учетом сложности вероятности и детерминизма структуры. Совместно с группой экспертов Центра изучения общественного мнения Академии общественных наук при Президенте РФ подготовлен аналитический материал по мониторингу настроений в современном обществе в период кризиса.
Подготовлены научно-методические рекомендации по подготовке адекватного прагматического научного и профессионально-ориентированного перевода в рамках формирования профессиональной языковой компетентности студентов гуманитарных специальностей вузов; разработана модель современной языковой личности с учетом психолого-педагогических условий формирования языковой компетенции. Систематизирован учебно-дидактический материал и разработаны самообразовательные рекомендации для студентов гуманитарных специальностей вузов по вопросам формирования и развития качеств всесторонне развитой личности (творчества, коммуникабельности, силы воли, разумной веры). Систематизированы научные материалы по вопросам функционирования биосистем и их структур. Обобщены и структурированы типичные ошибки студентов юридического факультета в ходе подготовки публичных выступлений в юридической практике (в процессе преподавания учебных дисциплин «Русский язык и культура речи», «Риторика». Продолжены исследования проблемы языка в творчестве А.И. Солженицына.
Преподавателями кафедры экономики ДФ исследовались актуальные проблемы  бухгалтерского учета, аудита, ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы в современных условиях, различные направления повышения эффективности деятельности организаций и предприятий региона. Проведен анализ основных показателей использования материальных ресурсов предприятия за трехлетний период. Выявлены пути улучшения использования материальных ресурсов предприятий региона. Исследована динамика инвестиционного процесса АПК Ульяновской области. Проведен анализ вопросов и выявление путей повышения финансовой устойчивости предприятий региона. Исследовались сущность и структура профессиональной компетентности специалистов; динамика занятости населения Ульяновской области с использованием статистических методов.
***
К сожалению, не все кафедры представили содержательную информацию о результатах исследований, поэтому в ходе обсуждения отчета мы хотели бы услышать о результатах исследований непосредственно от научных руководителей соответствующих тем.
Формы, в которых выразились результаты проведенных исследований многообразны: участие в конференциях, симпозиумах, семинарах и т.п., публикации, подготовка и защита кандидатских и докторских диссертаций, разработка новых учебных курсов, спецкурсов и программ, повышение уровня профессиональной квалификации.
Конференции.
Цикл научных мероприятий был осуществлен в Академии в рамках Дней науки в СаГА, посвященных Дню российской науки. Конференции, семинары, круглые столы, конкурсы работ были проведены на общеакадемическом уровне и почти на всех факультетах и кафедрах Академии.
Следует отметить организованную юридическим факультетом совместно с коллегами из СамГУ Седьмую международную научно-практическую конференцию «Проблема правосубъектности: современные интерпретации», в работе которой приняли участие представители вузов России, Украины, Азербайджана. В рамках секций ученые обсуждали значение общетеоретических правовых понятий, процедуру их выработки и соотношение в отраслях права. По результатам конференции выпущен сборник тезисов.
Результатом научно-исследовательской деятельности сотрудников кафедры ТиМПЛД стало проведение заочной V международной научной конференции «Актуальные проблемы лингвистические образования» с представлением материалов в Интернете и организации форума: http://www.samgum.ru/. В заочной конференции приняли участие 97 ученых из различных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Практическая значимость данного мероприятия состоит в использовании материалов конференции в учебном процессе и повышения интеллектуального уровня студентов в процессе общения на научном форуме конференции.
В рамках Дней науки кафедрой гуманитарных дисциплин проведена Вторая межвузовская научная конференция «На пересечении наук: актуальные проблемы современных гуманитарных исследований», в конференции приняли участие в основном молодые ученые самарских вузов. В докладах конференции ставилась проблема междисциплинарного взаимодействия гуманитарных наук: всеобщей и отечественной истории, политологии, философии. Особое внимание было уделено исследованиям на стыке наук.
В Тольятти уже в шестой раз успешно прошла Межрегиональная научно - практическая конференция «Проблемы российского законодательства: история и современность». В конференции приняли участие ученые и практические работники ряда регионов России.
Центр философских и эстетических исследований под руководством профессора С.А. Лишаева совместно с Европейским гуманитарным университетом (ЕГУ) (Вильнюс) и кафедрой философии гуманитарных факультетов СамГУ организовал Международную конференцию «Практический поворот: современная философия в университете и за его пределами» (Самара, 27-30 апреля 2009 г.). Конференция проводилась на двух площадках: СамГУ и СаГА, в ней приняли участие ученые, аспиранты и студенты СаГА, СамГУ и других вузов Самары (общее число участников – более 70 человек).
В октябре проведена Российская научная конференция по теме «Реальность медиа и повседневность» В ней приняли участие около 40 ученых и аспирантов СаГА и других самарских вузов.
Институтом налоговой службы в ноябре проведена Седьмая межвузовская научно-практическая конференция «Корпоративная культура и управление». Прозвучали доклады представителей различных вузов Самары, Тольятти, Димитровграда, практических работников различных фирм. Конференция отличается междисциплинарным подходом: участниками конференции стали экономисты, юристы и психологи.
В Димитровградском филиале в феврале проведена региональная научно-практическая конференция «Качество подготовки специалистов гуманитарного профиля и инновации в образовании». На конференции обсуждались актуальные проблемы инновационных подходов в преподавании истории, русского языка и литературы, биологии, иностранных языков; вопросы использования мультимедийных средств в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, а также специфические характеристики современной инновационной педагогики: творческая направленность образования, обеспечения качества преподаваемых дисциплин, современные методы и технологии.
Третья межрегиональная научно-практическая конференция «Современные проблемы филологии и методики обучения лингвистическим дисциплинам в школе и вузе» состоялась в феврале 2009 г. в Тольяттинском филиале СаГА.
Всего в отчетном году в Академии и при ее участии были организованы и проведены двадцать четыре различных научных мероприятий:

  •  

Ежегодная научно-практическая межвузовская конференция «Практика преподавания иностранных языков на неязыковых специальностях»

27 января

  •  

Региональная научно-практическая конференция «Качество подготовки специалистов гуманитарного профиля и инновации в образовании» (г. Димитровград)

10 февраля

  •  

6-ая Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы российского законодательства: история и современность» (г. Тольятти)

27 февраля

  •  

7-я Международная научно-практическая конференция «Проблема правосубъектности: современные интерпретации» (г. Самара)

27 февраля

  •  

Межвузовская научная конференция «Актуальные проблемы современных гуманитарных исследований»

28 февраля

  •  

3-я межвузовская научно-практическая конференция «Современные проблемы филологии и методики обучения лингвистическим дисциплинам в школе и вузе» (г. Тольятти)

4 февраля

  •  

11 студенческая научная конференция «Перспективы развития науки в исследованиях студентов» (г. Тольятти)

10-27 февраля

  •  

1-я научно-практическая конференция «Социально-психологические аспекты корпоративной культуры и организационного развития» (г. Тольятти)

3 марта

  •  

Международная студенческая научная конференция «Гражданское общество в современном мире»

2-3 апреля

  •  

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы частноправового регулирования» (СаГА – соучредитель)

Апрель

  •  

Международная конференция «Практический поворот: современная философия в университете и за его пределами» (соучредительство)

27-30 апреля

  •  

VI краеведческие чтенияя «Мелекесс - Димитровград: связь времен» (г. Димитровград)

15 мая

  •  

5-я научно-практической конференции студентов I-III курсов филиала   «Изменяющаяся Россия: пути развития общества» (г. Димитровград)

22 май

  •  

12-я ежегодная студенческая конференция на английском языке.

22 мая

  •  

7-я Межвузовская студенческая научная конференция «Дело философии»

28 мая

  •  

Внутривузовская студенческая научная конференция «Кирилло-Мефодиевские чтения» (г. Тольятти)

Апрель-май

  •  

Студенческая научная конференция «Патриотизм советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (г. Тольятти)

Май

  •  

6-я межвузовская научно-методическая конференция «Слагаемые качества современного гуманитарного образования» (г. Тольятти)

24-25 сентября

  •  

Российская научная конференция «Реальность медиа и повседневность»

17-18 октября

  •  

VI научно-методической конференции для преподавателей иностранных языков г. Димитровграда и Мелекесского района « Оптимизация предпрофильной и профессиональной языковой подготовки» (г. Димитровград)

ноябрь

  •  

5-я заочная международная научная конференция «Актуальные проблемы лингвистические образования»

12 ноября

  •  

7-я межвузовская научно-практическая конференция «Корпоративная культура и управление»

19 ноября

  •  

Вторая межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы экономики, бухгалтерского учета и налогообложения»

22 декабря

  •  

Ежегодная межвузовская студенческая конференция по Конституционному праву РФ (г. Тольятти)

17 декабря

Не менее значимым является участие многих наших преподавателей в международных, всероссийских и региональных, в т. ч. местных, межвузовских форумах: конференциях, симпозиумах, семинарах.
Всего преподаватели Самарской гуманитарной академии приняли участиев 100 научных конференциях (в 2008 г. – в 116), в т.ч. в 50 международных и 24 всероссийских (в 2008 г. – соответственно в 52  и 41) . Прозвучало 287 научных докладов.
Международные научные связи СаГА. Институт культуры стран немецкого языка (директор – профессор Н.Т. Рымарь) в 2009 г. в очередной раз подряд получил грант от Немецкой службы академических обменов (DAAD) в размере 35 тыс. евро.
Профессор Е.Е. Стефанский подготовил к печати очередной Международный сборник научных трудов по лингвокультурологии «Картина мира в славянских и романо-германских языках» объемом около 20 п.л. Сборник включает более 30 статей лингвистов из 9 стран, посвященных проблемам лингвокультурологии.
6 октября 2009 г. Самарская гуманитарная академия и Институт Катальдо Агостинелли (Италия) в лице ректора СаГА Н.Ю. Ворониной и директора Института господина Франческо Карамиа подписали Соглашение о международном сотрудничестве в научной, образовательной и культурной сферах. Соглашение также предусматривает программу по обмену студентами и преподавателями.
Торгово-промышленная палата Самарской области при поддержке Министерства образования и науки Самарской области выпустила буклет «Высшее образование в Российской Федерации для иностранных студентов». Самарская гуманитарная академия, наряду с ведущими высшими учебными заведениями Самарской области, представлена в буклете как учреждение, открытое достижениям европейской и мировой цивилизаций, способное обеспечить преодоление языковых барьеров в научном и профессиональном общении, интеграцию выпускников в современное экономическое пространство и воспитание чувства ответственности за судьбу страны.
Публикации:
Продолжается издание журнала «Вестник СаГА» - он выпускается четырьмя сериями: «Психология», «Право», «Экономика», «Философия и Филология» по два выпуска в год. В редакционной коллегии журнала и в числе его авторов - видные российские ученые и практические работники.
Результаты исследований преподавателей Академии опубликованы в ряде сборников научных трудов.
Всего преподавателями опубликовано 7 монографий (в 2008 г. – 10), 354 наименования учебной литературы (в 2008 г. – 277), 323 научных статей и тезисов (в 2008 г. – 376), в том числе 20 в изданиях, рекомендованных ВАК.
Следует отметить монографии и учебные пособия:
Монографии:


Автор(ы)

Название работы

Объем, п.л.

Издательство

1

Гогина Г.Н., Сахчинская Н.С.

Управленческий и аналитический аспекты учетной политики организации

5,8  /5,8

М.: Nota Bene

2

Закомолдин А.В.

Проблемы оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе России

10,5

М.: Юрлитинформ

3

Карпушина Л.В., Капцов А.В.

Психология ценностей российской молодежи

15

Самара: Изд-во СНЦ РАН

4

Кучумова Г.В.

Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: курс на демифологизацию.

9,36

Самара: Самар.гуманит.акад.

5

Мальков И.Е.

Приобщение к смысложизненным ценностям

6,7

Димитровград: ДИТУД УлГТУ, 2009

6

Радченко П.А.

Правовая компетентность офицера Вооруженных Сил Российской Федерации

22

М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания

7

Сюлина С.П.

Анализ и управление объемом производства и продаж

11

М.: Nota Bene

Учебники и учебные пособия


Автор(ы)

Название работы

Вид

Гриф

Издатель

1

Безверхов А.Г., Шевченко И.Г.

Ответственность за уничтожение и повреждение чужого имущества

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

2

Безумова Л.Г.

Основы PR-технологий

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

3

Дуюнов В.К., Толмосов В.И., Закомолдин Р.В.

Уголовное право России. Общая и особенная части / Под ред. В.К.Дуюнова.- 2-е изд.

Учебник

УМО

М.: РИОР

4

Евдокимова Н.В.

Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

5

Замотаева Т.Б., Савватеев В.Ю., Сахчинская Н.С., Серова О.А.

Российское предпринимательское право /под ред. В.А. Хохлова

Учебник

УМО

М.: РИОР

6

Мухрыгина О.И.

Основы мотивационного менеджмента в логистике

Уч. пос.

 

Самара: «Издательство  СНЦ»

7

Ойкина Т.А.

Право интеллектуальной собственности

Уч. пос.

 

Димитровград: Изд-во ДИТУД УлГТУ

8

Сахчинская Н.С.

Бухгалтерский учет и контроль налогообложения нерезидентов: Курс лекций

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

9

Сахчинская Н.С.

Региональные и местные налоги и сборы с организаций: Курс лекций

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

10

Серова О.А.

Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Конспект лекций

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

11

Тимофеева С.В.

Правовые основы медико - социальной экспертизы: Курс лекций

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

12

Толмосов В.И.

Преступления против личности: Курс лекций

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

13

Толоконников В.К., Самаркина О.В., Ливинская Л.П.

Защитительная речь адвоката

Уч. пос.

 

Самара, ГОУ СПО «СГПК»

14

Толоконников В.К., Токарева Н.А.

Судебная баллистика

Уч. пос.

 

Самара, ГОУ СПО «СГПК»

15

Торопыгин Г.Д.

Теория и история налогообложения.- 2-е изд., испр.и доп.

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

16

Торопыгин Г.Д.

Основы теории государственных финансов и налогообложения

Уч. пос.

 

Самара: СаГА

В 2009 году Академия приняла участие в конкурсе «100 лучших вузов России», проводимом Комитетом Госдумы РФ по образованию и Комитетом Совета Федерации по образованию и науке в рамках III Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития высшего образования в России в условиях экономического кризиса» (г. Санкт-Петербург). Самарская гуманитарная академия стала лауреатом в нескольких номинациях: «Лучший проректор» (О.А. Серова), «Лучшее учебное пособие вузов» (учебник «Уголовное право России. Общая и особенная части» под ред. В.К. Дуюнова), «Лучший региональный вуз – лидер международной деятельности». По итогам конкурса «100 лучших вузов России»  Академия награждена золотой медалью «Европейское качество»; ректор СаГА Н.Ю. Воронина награждена Почетным знаком и ей присвоено звание «Ректор года».
В 2009 году, как и в предыдущие, наши преподаватели приняли участие в конкурсе на лучшую научную книгу 2008 года среди преподавателей высших учебных заведений, организованном Фондом развития отечественного образования (г. Сочи). Лауреатами стали преподаватели Академии: Быков С.В. (г. Тольятти) – за книгу «Социальная психология нормативного поведения в организации»; Гогина Г.Н., Евдокимова Н.В. (г. Тольятти) – за книгу «Взаимосвязь оперативного и бухгалтерского учёта на промышленных предприятиях»; Кузьмина Е.О. (г. Тольятти) – за книгу «История русской литературы»; Ожегова Г.А. (г. Тольятти) – за книгу «Проблемы теории государства и права»; Ойкина Т.А., Веселова О.В. (г. Димитровград) – за книгу «Право интеллектуальной собственности»; Стефанский Е.Е. (г. Самара) – за книгу «Эмоциональные концепты как фрагмент мифологической и современной языковой картины мира».
Книги авторов, ставших победителями и лауреатами, рекомендованы Фондом развития отечественного образования для использования в учебном процессе и переиздания для широкой научной общественности в России и за рубежом.
Димитровградский филиал. По итогам научно-исследовательской деятельности ППС и студентов филиала в 2009 г. и в связи с празднованием «Дня российской науки» Научно-технический совет при Администрации г. Димитровграда наградил коллектив филиала «Золотой пластиной» и Дипломом I степени в номинации «Весомый вклад в развитие и пропаганду социально-гуманитарных наук». В этой же номинации Дипломом II степени награждена доцент кафедры общих гуманитарных, естественных и  математических  дисциплин А.А. Фролова.
В конце 2009 года редакция газеты «Димитровград» определила лучших в различных сферах деятельности города. В номинации «Наука» в пятерке лучших названа Л.А. Ершова, проректор-директор филиала НОУ ВПО «СаГА».
Решением Комиссии по муниципальным наградам и почетным званиям при Городской Думе г. Димитровграда О.В. Веселова – зам. директора филиала по НИР, зав. кафедрой ОГЕМД занесена на городскую Доску Почета за вклад в развитие научно-исследовательской деятельности и пропаганду социально-гуманитарных знаний.
***
В связи с аккредитацией и в соответствии с учебными планами на кафедрах была проведена большая работа по обновлению учебно-методических комплексов по ряду дисциплин, что имеет в своей основе и научную составляющую. В том числе были подготовлены УМК для магистратуры.
РИО: Редакционно-издательский отдел Академии подготовил и издал 4 монографии, 8 сборников научных статей (в 2008 г. – соответственно 4  и 10), 17 учебных пособий, учебно-методическую литературу (УМК, программы курсов, другие пособия) – всего 303 наименования (в 2008 г. – 99). Вышли в свет семь выпусков «Вестника Самарской гуманитарной академии» серий «Психология», «Право», «Экономика», «Философия. Филология». Общий объем изданий 598,8 уч.-изд. л. (в 2008 г. - 425,075 уч.-изд. листов). Утвержденный план издания выполнен.
Библиотека: Научный фонд библиотеки за отчетный год пополнился 300 экз. литературы на сумму около 25 тыс. руб. Это монографии, продолжающиеся издания, официальные издания, комментарии, словари, справочники, энциклопедии, библиографические издания; учебники. Кроме того, было выписано 122 наименования научных журнала, среди которых и библиографические. Затраты на подписку составили 381тыс. руб. На 31.12.2009 г. научный фонд библиотеки составил 25694 экз. книг и 13383 экз. журналов. Библиотеку знают в библиотечном сообществе, т.к. мы имеем договоры на обслуживание по межбиблиотечному абонементу с отделами МБА Российской Государственной библиотеки, Российской Национальной библиотеки, Самарской Областной Универсальной Научной библиотекой,  а также университетскими библиотеками г.г. Екатеринбурга, Новосибирска и др.
Web – страница библиотеки представлена на официальном сайте Академии. Она обеспечивает доступ к собственной электронной библиографической базе данных, насчитывающей около 70000 записей, полнотекстовым электронным ресурсам библиотеки, а также к электронным каталогам библиотек России, к базе данных экономики и права «Polpred.com».
В 2009 году была продолжена работа в некоммерческом партнерстве АРБИКОН. Проект МАРС этой организации позволяет, не увеличивая подписку на журналы, иметь доступ к библиографической базе данных статей из журналов, выпускаемых на территории России. Другой проект – ЭДД – дал возможность получать полные тексты статей из этих журналов. Эта услуга уже известна и активно используется.
Повышение квалификации:
Необходимой предпосылкой получения высоких научных результатов, как и эффективной учебной работы, является систематическая работа каждого сотрудника над повышением своей профессиональной квалификации как преподавателя и как ученого. В Академии этому аспекту работы придается важное значение.
В 2009 году сотрудниками Академии успешно защищены 2 докторские (1 штат.) и 8 кандидатских диссертаций (6 штат.) (в 2008 г. - 1 докторская (нешт.) и 5 кандидатских).
Преподаватели СаГА, защитившие диссертации в 2009 году


Кафедра

Ф.И.О. защитившегося, должность

Вид диссертации,
ее тема

Шифр и наименование специальности

Место и дата защиты

Самара

 

Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Стефанский Евгений Евгеньевич, профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Докторская дисс.: «Концептуализация негативных эмоций в мифологическом и современном языковом сознании (на материале русского, польского и чешского языков)»

10.02.19 – теория языка

Волгоградский гос. пед. ун-т
03 июля 2009 г.

 

Психологии управления

Безумова Лариса Геннадьевна, доцент каф. психологии управления

Канд. дисс.: «Социально - психологические факторы соотношения и изменения личностных ценностей и потребностей студентов»

19.00.05 – социальная психология.

Саратовский гос. ун-т

22 октября 2009 г.

 

Психологии управления

Мухрыгина Ольга Ивановна, доцент каф. психологии управления

Канд. дисс.: «Особенности влияния смысловых структур сознания на саморегуляцию психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей»

19.00.01- общая психология, психология личности, история психологии.

Казанский гос. ун-т

27 мая 2009 г.

 

Уголовного права и процесса

Пронин Н.В., аспирант (не шт.)

Канд. дисс.: «Особенности возбуждения уголовных дел таможенными органами Российской Федерации».

12.00.09

Самарский гос. ун-т

24 ноября 2009 г.

 

Теории и истории гос. и права

Занин Сергей Викторович
(не шт.)

Докторская дисс.: «Формирование и развитие общественного идеала Ж.-Ж. Руссо».

07.00.03 -всеобщая история (новая и новейшая)

13 мая 2009 года Институт Всеобщей Истории РАН.
13 мая 2009 г.

 

Гражданского права и процесса

Макеев П.В., аспирант (не шт.)

Канд. дисс.: «Изменение правового режима  жилого помещения и нежилого помещения»

12.00.03

Кубанский гос. аграрный ун-т,  г. Краснодар.

16 октября 2009 г. 

Тольятти

 

Бухгалтерского учета, анализа и аудита

Соколова Анастасия Александровна, аспирант, ст. преп. кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Канд. дисс.: Учет и стратегический анализ денежных потоков в оптово-торговых организациях.

08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика

26.10.09 г.  в Саратовском государственном социально-экономическом университете

 

Гражданского права и процесса

Чуклова Елена Викторовна, ст. преп. каф. гражданского права и процесса

Канд. дисс.: Понятие, основания и виды процессуальной ответственности: теоретический аспект

12.00.01

24.02.2009 в диссертационном совете при Кубанском государственном аграрном университете

 

Общей и социальной психологии

Кудинов Станислав Сергеевич, преп. каф. психологии управления

Канд. дисс.: Гендерные особенности динамики развития общительности личности

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии.

23.12.2009

 

Гражданского права и процесса

Анучина Юлия Николаевна, преп. каф. гражд. права и процесса

Канд. дисс.: Историко-правовое исследование гражданского права по Соборному Уложению 1649 года

12.00.01

25.09.2009г. в диссертационном совете при Саратовском юридическом институте МВД России

С присвоением ученого звания доцента мы поздравляем: Ожегову Галину Аркадьевну (каф. теории и истории права и государства ТФ), Евдокимову Наталью Викторовну (каф. налогового дела, бух. учета и аудита), Тумова Виктора Викторовича (каф. теории и истории права и государства ТФ), Маштакова Игоря Владимировича (кафедра гражданского права и процесса ТФ).
Завершают работу над кандидатскими диссертациями: Савенкова Е.В. (кафедра философии), Аргунова Н.В., Артамонова М.А. (кафедра уголовного права и процесса), Грицай Н.В. (кафедра гражданского права и процесса), Стародубова Л.В., Мамзина О.Г., (кафедра гражданского права и процесса ТФ), Иванова О.М. (кафедра теории и истории права и государства ТФ) (защитилась 30.01.2010 г.).
Завершают докторские диссертации А.В. Капцов (кафедра психологии управления), Серова О.А. (кафедра гражданского права и процесса).
Всего 10 наших сотрудников работают над докторскими и 25- над кандидатскими диссертациями.
Все это результаты большой работы как самих соискателей, так и подразделений, в которых они трудятся. В связи с этим следует выразить слова благодарности руководителям этих подразделений, обеспечивавшим необходимые условия преподавателям, защитившим диссертации.
Аспирантура:
В отчетном году в аспирантуру принято 23 аспиранта (в числе которых 8 выпускников СаГА) и 13 соискателей. В том числе: по юридическим наукам - 18 аспирантов и 8 соискателей; по философским наукам - 2 аспиранта и 2 соискателя; по  социальной психологии- 3 аспиранта и 3 соискателя.
Всего число аспирантов в настоящее время составляет 49 человек, соискателей -27. Нет аспирантов на филологических специальностях, значительно сократился контингент аспирантов и соискателей на экономических специальностях.
К сожалению, происходит отчисление аспирантов, не завершивших свое обучение в аспирантуре. Так, в 2009 г. по экономическим специальностям было отчислено 9 аспирантов, по философским -3 аспиранта, по юридическим 10 аспирантов. Не было отчислений по психологическим специальностям. Причины отчисления разные: невыполнение индивидуального плана, в связи с задолженностью по оплате обучения, по собственному желанию (сюда относятся отпуск по беременности и родам, а также невозможность оплатить обучение и увольнение научного руководителя).
В аспирантуре НОУ ВПО «СаГА» на сегодняшний день лицензировано 14 специальностей. В связи с изменением номенклатуры специальностей научных работников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.02.2009 г. № 59) назрела необходимость лицензирования в 2010 году специальностей: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и 12.00.09 «Уголовный процесс; криминалистика; оперативно-розыскная деятельность».
Научное руководство аспирантами и соискателями осуществляют 20 ведущих преподавателей СаГА – 11 докторов и 8 кандидатов наук. Однако существует большая проблема в наличии штатных научных руководителей из числа докторов наук.
В 2009 г. выпуск аспирантов составил 11 человек.
В установленные сроки защитили кандидатские диссертации:
Соколова А.А. (специальность 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика». Научный руководитель - Г.Н. Гогина);
Пронин Н.В. (специальность «Уголовный процесс; криминалистика; оперативно- розыскная деятельность». Научный руководитель - Шейфер С.А.);
Макеев П.В. (специальность «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право». Научный руководитель – Замотаева Т.Б.);
Иванова О.М. (специальность «Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве». Научный руководитель – Хачатуров Р.Л.).
В течение двух лет после окончания обучения защитила кандидатскую диссертацию Чуклова Е.В. – специальность «Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве» (научный руководитель - Липинский Д.А.);
Наиболее результативными научными руководителями за годы работы аспирантуры в Академии являются профессора Г.Н. Гогина и Р.Л. Хачатуров.
Одна из трудностей, связанных с защитой кандидатских диссертаций - это отсутствие своих Советов по защите диссертаций, соответственно много зависит от личного авторитета научного руководителя и его личных связей.
Повышение квалификации осуществляется сотрудниками и в иных формах – самостоятельная каждодневная работа «над собой», не обязательно связанная с защитой диссертации, участие в работе семинаров, языковых и иных курсов.
НИРС:
Важным показателем уровня постановки научно-исследовательской работы в высшем учебном заведении является студенческая наука. Как в рамках учебного процесса, так и вненепосредственной связи с ним преподаватели Академии осуществляют научное руководство студенческой наукой. Кафедры, учебными планами которых предусмотрено написание курсовых и дипломных работ, имеют самый непосредственный контакт с исполнителями этих работ. При этом обеспечивается соответствие тематики студенческих научных работ научной тематике кафедр, а участие студентов в работе кафедральных семинаров (клубов, кружков) определяет тематику их курсовых и дипломных работ.
В СаГА активно развивается научно-исследовательская работа студентов. В настоящее время в Академии работает 13 студенческих научных кружков, работой которых руководят квалифицированные преподаватели Академии. Всего в научной работе приняли участие более 300 студентов. Опубликовано более 120 студенческих работ.
Студентам академии Татьяне Александровой (ИНС, ТФ), Ольге Волковой (ИНС),  Алексею Номоконову  (юридический факультет), присуждена стипендия Губернатора Самарской области – за отличную учебу и активное участие в студенческой научной деятельности Академии.
Студентке Алене Бузуевой (философско-филологический факультет, специальность «Философия») за отличную учебу и успехи в студенческой науке присуждена Областная стипендия имени П.В. Алабина.
Студенты активно участвуют в научных мероприятиях других вузов, организуют и проводят свои мероприятия. Студенты Академии участвовали в 7 международных, 1 всероссийской, 1 областной, 10 межвузовских научных конференциях. В самой Академии в 2009 году проведено 9 научных студенческих конференций различного уровня. Традиционной стала студенческая конференция «Дело философии» на философско-филологическом факультете, студенческая секция конференции «Проблема правосубъектности: современные интерпретации» на юридическом факультете; «Актуальные проблемы экономики, бухгалтерского учета и налогообложения» в Институте налоговой службы, студенческая научная конференция, посвященная Победе нашего народа в Великой отечественной войне (в Тольятти) и другие.
В апреле 2009 года в Академии совместно с Министерством образования и науки Самарской области в третий раз, а в статусе международной – во второй проведена студенческая научная конференция «Гражданское общество в современном мире». Заявки на участие в конференции поступили из 16 вузов и филиалов вузов: в том числе зарубежных: Прешовский университет (Прешов, Словацкая республика), Институт управления (Астана, Казахстан), Могилевский государственный университет продовольствия (Могилев, Беларусь), Харьковский гуманитарно-педагогический институт (Харьков, Украина).
Материалы в сборник конференции были присланы от 62 участников. Выпущен сборник «Гражданское общество в современном мире: проблемы и перспективы».
Одиннадцать наших студентов (Номоконов А., Пауткина Ю., Виноградова С., Архипова А., Болденкова Н., Цаплина Г. (Самара), Волков А., Ильченко Ю., Шамшаева А. Нагорная А. из Тольяттинского филиала, Вандышева Е., Буцык И. из Димитровграда были награждены дипломами Министерства образования и науки Самарской области.
Лауреатами 35 областной студенческой конференции стали двое наших студентов. Всего в ней приняли участие 27 студентов
Организация НИР в Академии.
Совершенствует свою работу Научный совет Академии - постоянно действующий координационно-совещательный и научно-экспертный орган Академии, участвующий в планировании, организации и решении вопросов финансирования НИР в Академии. Научный совет координирует выполнение плановых научных тем, принимает отчеты о выполнении НИР, осуществляет или организует экспертную оценку планируемых научных тем и отчетов об их выполнении. Активно работает служба проректора по науке, она осуществляет координацию, организует взаимодействие, распространение и сбор необходимой информации, оказывает помощь в осуществлении планирования, отчетности и т.п. Информация о НИР регулярно обновляется на сайте Академии. Улучшается работа отдела аспирантуры, РИО, библиотеки.
***
В целом, как это усматривается из отчетов, представленных кафедрами и из данного Отчета, у нас с Вами имеются значительные успехи. Но имеются и проблемы и недостатки. Мы вправе и должны гордиться успехами, мы должны поощрять наших коллег за наиболее весомые научные результаты. Вместе с тем, необходимо делать выводы из недостатков и искать пути решения проблем.
Проблемы.О некоторых мы говорим из года в год. Они, к сожалению, остаются, что обусловлено как их значительной сложностью, так и, по-видимому, недостаточностью наших усилий по их разрешению.
1. Не все подразделения и работающие в них преподаватели придают исследовательской работе то значение, которого она заслуживает. С этой трибуны уже говорилось об отсутствии инициативы у некоторых руководителей и преподавателей, о неблагоприятной тенденции к стагнации или даже отступлению по некоторым научным позициям: например, в части получения стороннего финансирования, развития международных связей и по другим позициям.
2. Остаются проблемы с планированием и отчетностью в Академии. Наряду с положительными подвижками имеется и недопонимание серьезности проблемы, иногда - неумение спланировать и отчитаться. Предъявляемые требования, к сожалению, не выполняются: некоторые отчеты не согласуются с планами; имеются проблемы с определением кафедральных тем. Во многих отчетах не показаны полученные результаты, чаще всего речь идет о формах их выражения – публикациях, участии в конференциях и т.п.
3. Остаются некоторые проблемы, связанные с осуществлением издательской деятельности, это:
- планирование (его обоснованность и обеспечение выполнения),
- своевременность представления работ,
- обеспечение хотя бы частичной окупаемости затрат РИО (реализация изданной продукции, оплата за издание сборников сторонними и т.п.).
В связи с изданием наших «Вестников» возникают проблемы обеспечения их надлежащего – высокого качества - как по содержанию, так и по форме, с тем чтобы в ближайшем обозримом будущем попасть в известный список изданий ВАК.
4. Относительно новые проблемы связаны с выполнением аккредитационных показателей, касающихся развития аспирантуры и подготовки диссертаций; эти проблемы:
- кого принимаем в аспирантуру (проблема качественного отбора);
- как в связи с не всегда качественным контингентом организуем процесс обучения (проблемы организации более интенсивной работы с соискателями);
- кого и в какие сроки выпускаем (проблемы своевременности защиты, помощи в завершении и защите диссертаций).
5. Важной проблемой остается укрепление стимулирующей роли финансирования НИИД и поиск источников внешнего финансирования науки в СаГА.
В отчетном году финансирование научно-исследовательских работ осуществлялось за счет средств Академии, грантов Института культуры стран немецкого языка (Н.Т. Рымарь) и гранта РГНФ (Л.В. Карпушиной.)
Объем финансирования НИР в 2009 г. составил: по Самаре - 6 239 697 руб.; по Тольятти – 1.694.245 руб.; 1.518.279 руб. Запланированные на науку средства Академии расходовались на научные командировки, приобретение оборудования, научной литературы, издательскую деятельность, деятельность аспирантуры, помощь при защите диссертаций, выплату премий ученым, достигшим наиболее высоких научных результатов в отчетном 2009 г. Нормативы Минобразования (12 тыс. руб. на единицу ППС - штатных и внутренних штатных совместителей) и 5 млн. руб. на науку по Академии в целом мы перекрыли.
Объем финансирования НИР на 2010 г. определен в соответствии с аккредитационными показателями. Механизм финансирования определяется принятыми нами нормативными документами.
Какие задачи встают перед нами в 2010 году в связи с перечисленными проблемами?
1. Прошедшая в 2009 г. аккредитация должна стать точкой отсчета нового этапа развития НИР в Академии. Необходимо сосредоточиться прежде всего на устранении тех недостатков, которые были выявлены комиссией и о которых знаем мы сами. Мы об этом уже говорили.
2. Необходимо обеспечить более продуктивное участие наших преподавателей в НИИД, ориентир – прежде всего, аккредитационные показатели. В 2008 г. мы разослали по подразделениям аналитическую таблицу, в которой определили «узкие места» по каждой кафедре и по каждой специальности. То, что мы успешно прошли аккредитационную проверку – говорит, что значительную часть недостатков мы своевременно устранили. На сегодня, я думаю, нет необходимости вновь рассылать такую таблицу: упомянутые «узкие места» известны всем руководителям. Но реализованный нами подход должен быть сохранен: исходя из установленных государством нормативных аккредитационных требований мы должны спланировать их своевременное поэтапное выполнение, с тем чтобы с уверенностью подойти к следующей проверке.
3. Нам предстоит еще более усовершенствовать механизм планирования НИИД, организации труда и отчетность о проделанной работе.
4. Необходима более настойчивая работа как с соискателями и аспирантами, так и с их научными руководителями, со стороны ответственных кафедр, ректората, Ученого и Научного советов, направленная на обеспечение своевременной и качественной подготовки диссертаций. Мы намерены и далее проводить Методологические семинары в этих целях, заслушивать научных руководителей и заведующих кафедрами на ректорате и академических советах, стимулировать соответствующую работу в соответствии с упомянутым Положением о финансировании НИИД.
5. Необходимо завершить создание нормативной, методической  и организационной базы для обеспечения подготовки магистров:
- подготовить все необходимые учебные программы, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик, программы научно-исследовательской работы;
- утвердить подготовленные проекты: Положения о НИР магистрантов, регламентирующее вопросы организации НИР студентов-магистров в семестре, организацию научно-исследовательской и научно-педагогической практики, а также Положение об итоговой государственной аттестации магистрантов; подготовить пособие по прохождению практики;
- обеспечить магистрантов необходимыми учебно-методическими материалами в электронном виде.
6. Требует повышенного внимания развитие студенческой науки: обеспечить не формально, а фактически содержательную работу студенческих научных объединений, более активное участие студентов в научных мероприятиях, в подготовке научных публикаций. Надо учить наших студентов проводить социологические и психологические исследования, анализировать явления, обобщать их, и на этой основе писать более высокого качества курсовые и дипломные работы, а наиболее способных вовлекать в магистратуру и аспирантуру.
7. Большего внимания требуют наши «Вестники».
8. Необходимы новые усилия по поиску источников внешнего финансирования науки в Академии, более активное участие преподавателей в конкурсах на получение грантовой поддержки. Требованием дня становится участие в разработке инновационных проектов, под которые сейчас наиболее реально получить финансирование.
Это только некоторые актуальные задачи, стоящие перед нами в текущем году.
В заключение хотелось бы пожелать новых успехов на ниве науки всем, кто ею занимается, в особенности соискателям ученых степеней и званий. Еще раз всех – с Днем российской науки в СаГА.
Благодарю за внимание.

Проректор по НИР,
доктор юридических наук, профессор В.К. Дуюнов

10. 02. 2010.

Смотрите также:

Контакты