Проект "Личностные ценности студенческой молодежи в условиях современных социально-экономических изменений в России"

Актуальность исследования. Вся история человечества - это история смены общественных и личностных ценностей и ценностных ориентаций под влиянием этнической, социальной, профессиональной, образовательной, половозрастной дифференциации человечества. Вопрос определения ценностей человечества обостряется в ключевые, сложнейшие моменты, имеющие значение для дальнейшего выживания и развития человеческого сообщества.

Система ценностей представляет собой динамическое образование, которое изменяется в течение жизни человека. Система ценностей является важным показателем сложившейся личности, в которой сложно увязаны между собой неосознаваемые влечения, способные, в той или иной мере, влиять на человеческое поведение; потребности (осознаваемые и неосознаваемые); ценности и ценностные ориентации, формирующиеся только в социальной среде и способные управлять человеком как социальным индивидом. Все эти элементы образуют единую ценностно-смысловую систему, которая обладает свойствами, не сводящимися к свойствам элементов системы, но изменение одного из элементов влияет на изменение самой системы и социальное поведение индивида.

В научном познании ценностей следует учитывать два момента: 1) ценности являются объектом междисциплинарного исследования, а также различных парадигм в рамках существующих научных психологических школ и традиций, которые на сегодняшний день не объединены общей методологией; 2) все школы и направления стремятся к научному познанию психической реальности, в том числе и ценностей человека, а значит, стремятся к соблюдению принципов научного познания.

В качестве принципов научного познания называются (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, Б.С.Братусь, Ю.Б.Гиппенрейтер и др.): объективность, детерминизм, развитие, системность и др.

В научной психологии (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский) представлены два вида детерминизма: причинный и целевой. Современные методологи считают, что при объяснении высших психических процессов предпочтительнее использование целевого детерминизма причинному, так как не только прошлое определяет особенности проявления высших психических функций, но и будущее, например, цель может способствовать их усилению, оптимизации. Личностные ценности детерминированы факторами и институтами социализации, а также целями, стоящими перед личностью и имеющими жизненное значение.

В исследовании аксиосферы в современной науке обсуждаются вопросы влияния социума и внутренних свойств личности на развитие и формирование ценностей и ценностных ориентаций, классификаций по различным основаниям и структуры ценностей, определяющей направленность личности и ее мотивацию.

В плане изучения ценностей в современной отечественной науке появился ряд работ, которые успешно интегрируют знания о ценностях, способствуют «прокладыванию мостов» между различными научными дисциплинами, которые изучают те или иные аспекты ценностей человека. В работах современных ученых: Б.С.Алишева, Н.А.Журавлевой, Д.А.Леонтьева, М.Г.Рогова, М.С.Яницкого анализируются и синтезируются знания о ценностях на методологическом и операциональном уровнях, способствующих повышению качества эмпирического исследования ценностей.

Однако на сегодняшний день остается проблема социализации современной молодежи. Молодежь как социальная группа, которая с одной стороны, является носителем и продолжателем тех ценностей и интересов социальных групп, в которых непосредственно происходит социализация и накопление социального опыта в различных жизненных сферах, а с другой стороны, как производитель настоящих и будущих ценностей, представляет особый интерес для современной науки и прогнозирования аспектов дальнейшего развития ценностно-нравственных устоев в обществе.

Объект исследования – личностные ценности современной молодежи

Предмет исследования – факторы, определяющие структуру аксиосферы молодежи в период социально-политических и социально-экономических преобразований в России.

Цель исследования – провести теоретико-экспериментальное исследование ценностей современной молодежи и определяющих их факторов в период социально-политических и социально-экономических преобразований в России и на территории «постсоветского пространства»

В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

1) разработка обобщенного представления о модели и структуре ценностей личности;

2) разработка концепции аксиологической направленности личности и аксиологических типов личности;

3) анализ существующих методов и методик диагностики личностных ценностей;

4) разработка метода изучения терминальных и инструментальных ценностей на основе авторской концепции аксиологической направленности личности;

5) анализ выявленных закономерностей изменения личностных ценностей:

а) влияния различных факторов (биологических, психологических, социально-психологических, социальных) на уровень и структуру личностных ценностей современных подростков и студенческой молодежи;

б) динамики личностных ценностей в онтогенетическом развитии молодежи;

в) влияния личностных ценностей на различные индивидуально-психологические особенности личности в социально-демографической группе «молодежь».

Научная новизна исследования:

- в направленности личности выделена составляющая, названная аксиологической направленностью, под которой понимается совокупность ценностей или ценностных ориентаций (каждая из которых уже содержит направленность на объект или субъект), объединенных некоторой общей характеристикой;

- аксиологическая направленность имеет несколько видов, в зависимости от личностных ценностей, показывающих позитивное или негативное отношение к другим людям, к себе, к миру: либо положительную с точки зрения общепринятых ценностей, либо отрицательную, таким образом, задавая либо просоциальную, либо антисоциальную аксиологическую направленность;

- уточнены понятия «личностная ценность», предсталяющая собой особое смысловое образование, составляющие иерархическую систему в структуре личности, которая определяет субъективную важность объекта относительно других объектов, исходя из актуальных потребностей личности, и «ценностная ориентация», являющаяся относительно устойчивой, социально обусловленной направленностью личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающаяся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющаяся относительно независимой от наличных ситуаций.

- выделена характеристика аксиосферы личности «устойчивость личностных ценностей», под которой понимается стабильность ее во времени при относительно неизменном уровне внешнего воздействия (стабильный уровень стрессовой нагруженности);

- предложена структура понятия «ценности коллективного субъекта», состоящего из четырех понятий связанных иерархически: «ценность единства» – это значимость сходства взглядов, интересов, целей членов группы, представляющих необходимое условие для существования группы как таковой; «ценность сплоченности» – это значимость силы взаимосвязей в группе, приверженности и преданности групповым интересам, представляющая характеристику зависимости индивидов в группе; «ценность взаимопомощи» – это значимость активной поддержки и помощи индивидов группе, представляющая характеристику ценности активности, аналогичную выделенными нами в личностных ценностях (ценность физической и психической активности); «ценность общности» – это значимость принадлежности к группе, гордость, духовная удовлетворенность, представляющая высший уровень ценностей группы;

- предложена двухслойная модель аксиосферы ценностей личности, состоящей из устойчивой и динамичной составляющих аксиосферы, выполняющих функции ценностей за счет образования смешенной иерархической структуры, в которой участвуют ценности обеих слоев;

- выявлены закономерности генезиса группообразования, обусловленного сходством/различием личностных ценностей членов группы;

- выявлены закономерности соотношения личностных ценностей и потребностей студентов в процессе обучения в вузе;

- выявлены закономерности личностных ценностей студентов от национальности, типа поселения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях личностных ценностей современной молодежи. В теоретической двухслойной модели аксиосферы личности, состоящей из устойчивой и динамичной составляющих аксиосферы, выполняющих функции ценностей за счет образования смешенной иерархической структуры, показана взаимосвязь между двумя слоям, изменяющими структуру в зависимости от внешних воздействий среды, в которой находится личность. Предложена модель ценностной сферы коллективного субъекта. Разработана модель аксиологической направленности личности, позволяющая типологизировать испытуемых по особенностям личностных ценностей. Показана ведущая роль личностных ценностей в мотивообразовании личности, причем в зависимости от уровня развития личности личностные ценности выполняют различные функции. Созданные диагностические методики (теста аксиологической направленности личности, тест личностных ценностей, тест личностных и групповых ценностей и их модификации) обогащают методический аппарат психологической науки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование учебной и воспитательной деятельности в вузе, а также совершенствованию деятельности психологической службы вуза и образовательных учреждений других уровней с целью повышения качества выпускников. Результаты исследования способствуют повышению результативности образовательного процесса в аспекте социальной адаптации личности; позволяют обогатить содержание психолого-педагогического образования в педагогических учебных заведениях, системе переподготовки и повышения квалификации педагогов и психологов, способствуют совершенствованию консультационной работы психолога со студентами. Прошедшие экспериментальную проверку психодиагностические методики предназначены для использования в широкой психологической практике. Обоснование стратегий, содержания и технологий психологического обеспечения высшего образования расширяет представления о деятельности психологической службы в высшем профессиональном образовании.

Результаты исследования послужили научно-методической основой для разработки учебных курсов в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы, что способствовало повышению теоретического уровня преподавания психолого-педагогических дисциплин, а также чтению спецкурсов для студентов на факультетах психологии.

Методы исследования. На констатирующем этапе исследования использовались: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование), анкетирование, наблюдение, обобщение независимых характеристик, опрос преподавателей и студентов, метод экспертных оценок, контент-анализ описаний смысложизненных ориентаций студентов, а также комплекс психодиагностических методов. В состав психодиагностического комплекса входили: 16-ти-факторный опросник личностных черт Кеттелла (форма С); опросник «Мотивация учебной деятельности» О.А.Чаденковой, опросник мотивов Э.Мильмана, опросник эмоциональной направленности личности Б.Додонова, тест СЖО Д.А.Леонтьева; вопросник учебной активности студентов А.А.Волочкова; теппинг-тест Е.П.Ильина; социометрическая методика Дж.Морено, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной, авторские методики: тест аксиологической направленности личности А.В.Капцова и Л.В.Карпушиной, тест личностных ценностей Л.В.Карпушиной и А.В.Капцова, методика соблюдения нравственных норм А.Л.Журавлева, А.Б.Купрейченко, методика определения актуальных потребностей А.В.Капцова, методика определения неформальных микрогрупп А.В.Капцова.

Для изучения динамики изменения психологических и социально-психологических характеристик использовались методы лонгитюдного исследования и метод поперечных срезов. Лонгитюдное исследование проводилось на каждом потоке в течение пяти лет обучения с периодом обследования один раз в год (сентябрь-октябрь месяц).

В ходе формирующего этапа исследования использовались авторские развивающие методики: тренинги, семинары, методика оптимизации студенческой среды.

На обобщающем этапе использовались методы статической обработки данных: сравнительный анализ эмпирических данных с использованием параметрического критерия статической значимости различий (критерий Стъюдента, хи-квадрат Пирсона), непараметрического критерия углового преобразования Фишера, критериев Манна-Уитни, Вилкоксона и Фридмана. А также методы многомерного анализа данных: кластерный анализ (иерархический и метод k-средних), факторный анализ методом главных компонент, метод структурных уравнений (конфирматорный факторный анализ), многофакторный регрессионный и дисперсионный анализ.

Исследование проводилось кроме НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия» (факультеты философско-филологический, юридический, институт налоговой службы и факультет психологии), в ГОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» (инженерные и экономический факультеты), ГОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет (инженерные факультеты и факультет менеджмента), Самарский филиал Современной гуманитарной академии (юридический, экономический, психологический факультеты и факультеты информатики и лингвистики), ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (филологический и психологический факультеты), ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» (филологический и физико-математический факультеты), Балашовский институт Саратовского государственного университета (психологический, филологический и математический факультеты), ГОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет» (психологический и социологический факультеты), ГОУ ВПО «Мордовский педагогический университет» (психологический факультет), Минский государственный педагогический университет (факультет дошкольного образования), Могилевский государственный университет продовольствия (инженерно-технологический факультет, экономический факультет), НОУ ВПО «Институт управления» г.Астана (факультет менеджмента, филологический факультет), Евразийский национальный университет г.Астана (факультет менеджмента).

Эмпирическая база исследования. В исследовании, которое проводилось с 2006 по 2010 годы, приняло участие в общей сложности более 4 000 человек, представляющих преимущественно Поволжский Федеральный округ.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными теоретическими и методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных его целям, задачам, логике и объему, репрезентативностью и статистической обоснованностью эмпирических данных их развернутой качественной интерпретацией, а также контрольным сопоставлением с реальным педагогическим опытом. Повышению надежности результатов способствовали большой объем и разнородность выборки (различных вузов, факультетов высшего профессионального образования в различных городах России, Республики Беларусь и Казахстана), большой объем и разнообразие используемых диагностических методик.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования нашли свое отражение в 43 публикациях, в том числе в одной монографии, в 4 учебно-методических пособиях, учебных программах и программах спецкурсов, научных статьях и материалах конференций. Результаты исследования используются в работе психологов психологической службы НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия», ГОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Контакты