Грант РГНФ на исследование философии возраста

Профессор кафедры философии философского факультета СаГА С. А. Лишаев получил трехгодичный (2015-2017) грант Российского гуманитарного научного фонда на проведение исследования по теме «Философия возраста в горизонте герменевтической феноменологии» (№ проекта 15-03-00705).

 

Поддержанное фондом исследование нацелено на раскрытие важной и болезненной для современного общества проблемы возраста, возрастной структуры и возрастной динамики. Актуальность проблематики возраста для возрастной психологии, социологии возраста, педагогики, теории и истории культуры, а главное – для философской антропологии, онтологии, философии культуры определяется потребностью в переосмыслении возраста, обусловленной глубокими сдвигами в жизни современного общества, в самосознании человека и в интеллектуальном климате культуры эпохи постмодерна. Возраст представляет собой ту форму фактичности присутствия, не-обходимость и значимость которой можно сравнить с весьма значимой для современной гуманитарной мысли темой мужского и женского. Исследование возраста позволит сделать шаг в становлении новой для философской антропологии предметной области: философии возраста.

Проблема возраста, возрастной идентичности, возрастной динамики имеет широкий выход в сферу практической деятельности: ее решение может стимулировать исследование и последующую коррекцию некоторых весьма значимых для современного человека социальных практик. Помимо сферы психологической помощи (психотерапия, психологическое консультирование, тренинги и т.д.) и педагогики, к таким практикам можно отнести те формы общественной и государственной деятельности, в которых особенно важно учитывать возрастное сознание человека (это программы и институты, работающие с детьми, молодежью, это волонтерские сообщества, работающие с пожилыми людьми, это институты социальной защиты, медицинские учреждения и санатории, благотворительные фонды, работающие с пожилыми людьми, дома престарелых и т.д.). В условиях радикальной трансформации общества и культуры, приводящих к стремительному изменению способов поведения людей, в частности, их возрастного сознания и самосознания, важно ясно понимать причины этих перемен и сознавать пути и возможности корректировки этих изменений, если и поскольку они имеют негативные последствия для общества и человека. Философия возраста дает теоретическую основу для осознанного формирования позитивных сценариев возрастного этоса (например, для преодоления геронтофобии, заставляющей людей, принадлежащих к разным возрастным когортам, «бежать» от старости).

Проблема, на решение которой направлен проект, состоит в исследовании онтической и онтологической конституции возрастов. Решение проблемы предполагает постановку ряда исследовательских вопросов. Вот лишь наиболее существенные из них.  Как возможна философия возраста в горизонте герменевтической феноменологии? Каков необходимый, онтологически неотчуждаемый смысл переживания возраста в разных его модусах? Как его переживание и сознание укоренено в фундаментальных (онтологических) структурах Dasein (бытия-в-мире)? В каких феноменах обнаруживается экзистенциальная действенность возраста? Каковы возможности «работы» с собственным возрастом и формирования возрастного этоса? Как изменяется возрастное самосознание под воздействием социальной и культурной ситуации? Какова динамика возрастного сознания в европейской культуре за последние полтора столетия?

Генезис возраста как философской проблемы, с одной стороны, связан с отказом современной (постклассической) философии от ориентации на целое, ставшее, вечное, тождественное, а с другой стороны, - с выдвижением на первый план понятий «становление», «возможность», «неопределенность», «различие» и т.п. Если классическая философия говорила о «человеке вообще», о его «родовой сущности», то философская и – шире – гуманитарная мысль ХХ века обращает внимание на то, что человек – это «Я» или «Ты», «Мы» или «Они», мужчина или женщина. Зародившаяся в ХХ веке философская антропология ставила задачу исследовать сущностное отличие человека (человека «как такового») от животного. Концентрация внимания на выявлении сущности человека была гарантией сохранения философского статуса антропологического исследования. Углубление в «частности» оставляли на усмотрение истории, этнологии, палеоантропологии, психологии и др.

Однако общее движение философской мысли от данности к возможности, от ставшего к становящемуся, от сущности к существованию, подводит к вопросу о том, как именно человек исполняется в качестве человека, исполняет (раскрывает) свою сущность. В последние десятилетия аналитика этого «как именно» в философской антропологии (а также в антропологии социальной и культурной) реализовывалась, прежде всего, в исследованиях, посвященных мужскому и женскому. Проведение гендерных исследований показало, с одной стороны, плодотворность дифференциального подхода к познанию человека, а с другой, поставило вопрос о способах удержания в них собственно философской составляющей. В настоящее время философия возраста как особая предметная область в рамках антропологии еще не сложилась (она только еще очерчивается). Один из возникающих в ходе ее формирования вопросов можно сформулировать следующим образом: как исследовать возрастные модусы существования, не допустив подмены философского анализа – психологическим, социологическим, культурологическим, историческим? Трудности в решения этой методологической проблемы как раз и являются одной из причин уклонения философов (до недавнего времени) от инвестирования времени и усилий в разработку этой темы. Таким образом, конституирование философии возраста как особой области исследований в рамках философской антропологии зависит от того, насколько выверенным будет методологический подход к исследованию возраста. С. А. Лишаев исходит из того, что таким подходом может быть герменевтическая феноменология. Фактичность присутствия требует исследовать, как именно присутствие (Dasein) набрасывает себя на свои возможности в различных ситуациях. В том числе, в ситуации, определяемой антропологической фактичностью возраста. Философская антропология (наряду, например, с философией истории) может рассматриваться как региональная онтология, а философия возраста – как один из важных ее разделов. Экзистенциальная аналитика – та философская методология, которая позволит нам в исследовании конкретных возрастов держаться вопрошания о «как оно есть» бытия-в-мире.

Проблема возраста в перспективе герменевтической феноменологии имеет множество разных аспектов. Требуется прояснить, как именно присутствиеразмерное сущее набрасывает себя на свои возможности (как оно трансцендирует) в том случае, когда областью, на которую оно себя набрасывает, оказывается темпоральная определенность его существования. Какие возможности предоставляет для экзистирования Dasein каждый из возрастов (в чем экзистенциально-онтологическая специфика детства, молодости, зрелости и старости)? Если возраст – это не только физиологические параметры тела человека, не только воспроизводимая социальным окружением социально-культурная конструкция его темпоральной идентичности, но и особая расположенность, настроенность (его временное «так оно есть»), возникает вопрос: каким образом возраст дан человеку непосредственно, в переживании, когда тем, что «имеется», оказывается его собственная темпоральная определенность? Что представляет собой возрастное само-чувствие и само-понимание? К числу важных аспектов проблемы возраста следует отнести и прояснение возможностей «работы» человека со своим возрастом. Способен ли он осознанно формировать возрастной этос, и в какой мере это возможно?

Исследование всех этих и других вопросов по построению философии возраста в горизонте герменевтической феноменологии будет, согласно плану исследований по гранту РГНФ, будет реализовано в 2015-2017 годах.

 

Итоги работы над грантом РГНФ «Философия возраста в горизонте герменевтической феноменологии» (№ проекта 15-03-00705) в 2015 году.

В 2015 году С. А. Лишаев занимался исследованием исторических и методологических аспектов философии возраста. были рассмотрены вопросы, касающиеся проблематики философии возраста в целом, а именно: возраст в истории европейской философии, возможность исследования возраста в рамках герменевтической феноменологии, проблемы возрастной периодизации. Кроме того, были введены понятия, необходимые для построения теории возраста.

 

По итогам работы в 2015 году при поддержке РГНФ было опубликовано пять научных статей:

1. Лишаев С. А. Философия возраста в пространстве экзистенциальной аналитики: экзистенциальная аналитика и региональная онтология// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2015. № 1(17).  (0,7 п.л.)

2. Лишаев С. А. Возраст в истории европейской философии (историческое введение в философию возраста) // Mixtura verborum’ 2014: жизнь в параллельных мирах. Философский ежегодник. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2015. (1,6 п.л)

3. Лишаев С. А. Эстетика времени и возрастной этос // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2015. № 2 (18). (0,9 п.л.)

4. Лишаев С. А. О критериях возрастной периодизации (материалы к философии возраста) // Вестник Ленинградского государственного ун-та им. А. С. Пушкина. Серия «Философия». 2015. № 4. Т. 2. (0, 7 п.л.)

5. Лишаев С. А. Возраст и время // Вестник РХГА. 2015. Том. 16. Вып. 4. (0,7 п.л.)

Контакты