Результаты Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России»

26 – 27 сентября 2013 г. состоялась Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России». В работе приняли участие 52 ученых из 17 городов России: Артема, Астрахани, Белгорода, Владимира, Волгограда, Казани, Краснодара, Курска, Москвы, Нижнего Новгорода, Ноябрьска, Перми, Самары, Саратова, Смоленска, Тольятти, Якутска, а также Астаны (Казахстан) и Сумы (Украина). Организаторами конференции были факультеты психологии Самарской гуманитарной академии (декан А.В. Капцов) и Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (декан Г.В. Акопов).

Научная программа конференции включала в себя обсуждение как теоретических и методологических проблем профессионального и личностного самоопределения молодежи, так и вопросов практической работы. В рамках конференции прошли презентации новых психологических изданий, психодиагностических методик и мастер классы.

Конференцию открыл проректор по научной работе Самарской гуманитарной академии, доктор юридических наук, профессор В.К. Дуюнов В своем выступлении он отметил актуальность рассмотрения проблем профессионального и личностного самоопределения молодежи в настоящее время и сформировавшиеся традиции обсуждения проблем самоопределения на самарской земле. Отличительная особенность конференции – это практическая направленность рассматриваемых вопросов, что позволяет органам управления, политикам принимать научно обоснованные решения.

С приветственным словом выступил главный Ученый секретарь Самарского научного центра РАН В.О. Соколов, пожелавший плодотворной работы участникам конференции и заверивший поддержку со стороны Самарского научного центра Российской академии наук актуальных исследований и публикации в Известиях СамНЦ РАН статей и сообщений о конференции.

С глубоким социально-психологическим анализом ситуации на рынке труда Самарской губернии молодежи выступил руководитель департамента по связи с общественностью и экспертной деятельности Администрации Губернатора Самарской области Д.В. Холин, отметивший большую потребность в психологических тренингах для безработных, в результате которых, как показал опыт работы в Самарской губернии, выделяется три типа безработных, один из которых в короткие сроки трудоустраивается.

На пленарном заседании был заслушан ряд докладов. В докладе начальника отдела социализации молодежи на рынке труда Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения г.о. Самара» О.В. Грошевой были подняты проблемы профессионального самоопределения и практика их решения в области системного и несистемного образования как взрослых, так и детей.

В докладе Г.В. Акопова (ПГСГА, Самара) «Глобализация и самоопределение личности в современном обществе» было отмечено, что глобализация неизбежно субъективирует все основные ипостаси человека и его жизнедеятельности. В биологической образующей это вопросы половой, возрастной, гендерной, телесной, конституциональной, пищевой и т.д. идентичности (самоопределения). В социальной и этно-ментальной (менталитет) образующей это проблема принятия – выбора – включенности в те или иные социальные группы. Образовательно-профессиональная образующая, примыкая, с одной стороны, к социальной, одновременно связана с психологической образующей: в первом плане это статус, тип и профиль образования и профессиональной деятельности; во втором плане – осознанный выбор жизненной линии, проектирование карьеры, определение образа жизни и др. Глобализационные процессы вызывают, с одной стороны, существенное расширение свободы субъекта как во внешнем, так и во внутреннем планах, включая возможность «дрейфа» от традиционной рациональности к постнеклассической рациональности, с другой – повышение меры субъективного произвола и, соответственно, ответственности за самоизбранную форму конструируемого «Я» и соответствующей системы отношений.

Доклад В.А. Толочека (ИП РАН, Москва) «Профессиональное становление субъекта на протяжении профессионального пути: ресурсный подход» был посвящен профессиональному становлению субъекта. Обобщая данные серии авторских предварительных исследований, установлено, что динамика становления составляющих профессионализма субъекта, названных психологическими системами, имеет три «классические» части – эволюция, «плато», инволюция систем. Кривая динамики чаще имеет слабо выраженную вершину на рубеже 35 – 45 лет с двумя пологими восходящей и нисходящей ветвями; слабо выраженное промежуточное сравнительно непродолжительного «плато» в 10 – 15 лет. Изменения в развитии разных систем гетерохронны, т.е. несколько смещены относительно друг друга. Чаще динамику профессионального становления представителей социономических профессий (учителей, менеджеров и др.) можно характеризовать как неоптимальную; полноту использования ресурсов – как ограниченную, фрагментарную, частичную. Значимыми для профессионального становления субъекта могут выступать разные условия социальной среды: особенности своей и родительской семьи, открытость, сензитивность к условиям социальной макро- и мезо среды, системы саморегуляции физического и психического состояния, интеллектуальной деятельности и др.

В докладе А.Б. Купрейченко (НИУ ВШЭ, Москва) «Проблема изучения мотивов и психологических барьеров волонтерской активности молодежи» показано, что мотивация к волонтерской деятельности не всегда связана с проявлениями альтруизма. Волонтеры имеют практически полную свободу выбора вида и форм деятельности. Кроме того волонтерская деятельность не предъявляет жестких требований к опыту и квалификации работника. Однако могут возникать психологические барьеры, препятствующие участию личности в этой деятельности, важно включать в анализ мотивации волонтерства не только стимулы, но и барьеры.

Доклад В.И. Панова (ПИ РАО, Москва) на тему «Образовательная среда в контексте проблемы личностного и профессионального самоопределения» посвящен проблеме построения образовательная среды образовательного учреждения, от которой зависит способность обучающегося к профессиональному и личностному самоопределению.

В докладе А.В. Капцова (СаГА, Самара) «Противоречия в ценностной сфере и развития личности студентов» показана взаимосвязь между экопсихологическими типами и динамикой психологических характеристик студентов.

Продуктивной и интересной была работа секции «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи» (руководители – А.Б. Купрейченко, Г.В. Акопов), на которой были заслушаны сообщения об особенностях профессионального и личностного самоопределения студентов (С.В. Ильинский, Е.И. Колесникова, Самара), спортсменов (О.И. Мухрыгина, Самара), работающей молодежи (О.И. Патоша, Н.В. Антонова, Москва), интеллигенции (Е.В. Бакшутова, Самара) и др.

Высокий теоретический уровень докладов был продемонстрирован на секции «Ценностно-нравственное самоопределение молодежи» (руководители – Р.М. Шамионов, А.В. Капцов), на которой были заслушаны сообщения о нравственном становлении (А.Е. Воробьева, Москва). Ряд сообщений был посвящен изучению ценностной и смысловой сфер в исследованиях молодежи (Е.С. Борисова, Е.А. Геник, Самара) и др.

Большая практическая направленность исследований была представлена на секции «Психологическая помощь в профессиональном и личностном становлении молодежи» (руководители – В.И. Панов, В.А. Гуружапов), на которой были заслушаны сообщения о проблемах психологической диагностики в образовательных учреждениях (В.А. Гуружапов, Москва), формирования универсальных учебных действий (Е.Д. Лесникова, А.Г. Остроумова, Л.А. Педан, С.С. Хохлов, Самара) и др.

В рамках конференции В.И. Панов провел мастер-класс «Четыре проблемы – четыре направления работы с одаренными детьми».

На конференции прошли презентации новых психодиагностических методик (А.А. Волочков, Пермь, А.В. Капцов, Самара), разработанных для учебных и исследовательских целей.

При подведении итогов конференции В.И. Панов, А.Б. Купрейченко отметили высокий научный уровень конференции и социальную значимость представленных работ. Профессор Г.В. Акопов отметил положительную динамику за три года со времени проведения третьей конференции в научном становлении конференции. На закрытии конференции было принято решение о проведении в г.Самара Пятой Всероссийской конференции по проблемам профессионального и личностного самоопределения молодежи в 2016 году.

Материалы конференции

Смотрите также:

Контакты